Модные тенденции в воспитании детей: каковы последствия?

Модные тренды в воспитании детей: от прошлых лет до сегодняшнего дня

На процесс воспитание ребенка на протяжении всего существования человечества влияла мода того или иного времени. Помните, использование тряпочки с сахаром, смоченным спиртным и клетки для детей, висящие сбоку от здания дома? Теперь это сменили новые тренды – поедание матерью своей плаценты и отслеживание ребенка при помощи современных гаджетов.

Из прошлого в настоящее

Хотя бывает, что и те старые, казалось, пережитые модные тенденции прошлых лет, вылезают наружу и в современном обществе. Те же самые мешочки с сахаром и коньяком. Будучи в здравом уме и ясном сознании очень трудно сейчас представить, чтобы какая-то мама давала своему ребенку эти запрещенные продукты – сахар и алкоголь!

Однако на протяжении многих лет эти сахарные тряпочки стали своеобразным эталоном, которые и сейчас иногда используются.

Примерно в 90х годах появились первые соски с ручкой, прототип современных пустышек. Они были запатентованы в США и назывались «baby comforter». Исследования показывают, что на сегодняшний день в США 51% младенцев используют эти соски. В Китае процент поменьше – всего 23.

Но это не самые странные тренды прошлых лет, связанные с выращиванием детей! Некоторые из них поражают еще сильнее!

До 1920 года многие врачи и учителя считали, что левши должны быть переучены. Эксперты того времени полагали, что доминирующая левая рука у ребенка сделает его неуправляемым и очень эмоциональным. И это нужно срочно исправлять. Переучивали зачастую очень жестокими способами – привязывали левую руку за спину, били по ней, когда ребенок неосознанно пытался сделать ею то, что нужно было делать правой.

В этом же периоде времени американский психолог Джон Уотсон призывал родителей не показывать своим детям любовь и привязанность. Он считал, что таким образом можно воспитать ребенка с идеальным характером.

«Ваше поведение всегда должно быть объективным и доброжелательным. Не обнимайте и не позволяйте сидеть на своих коленях детям! Достаточно одного поцелуя в лоб перед сном, когда ребенок пожелает вам доброй ночи.

А если он справился с какой-то сложной задачей – то можно просто погладить его по голове» — вот так советовал поступать всем родителям Уотсон.

В 30х годах это приспособление стало очень популярным, особенно у тех семей, которые жили в самом центре городов, где не было поблизости парков и скверов, пригодных для прогулок с детьми. Клетки надежно прикрепляли к стенам здания. Патент на них был выдан в 1923 году и гласил, что использование подобных конструкций поможет детям окрепнуть на свежем воздухе, и снизит необходимость родителям тратить свое время на прогулки с ними в колясках.

Ближе к 40м годам мода на игнорирование детей частично прошла. Теперь проявлять свои чувства было нежелательно только к сыновьям. Как заявил известный Филип Уайли, это испортит им характер и сделает их раздражительными людьми в дальнейшем.

В далеких 1800х годах считалось обычной практикой мазать кожу новорожденных детей салом или маслом, чтобы на ней был защитный барьер из этих веществ. Однако к 1950 годам матерям рекомендовали купать малышей чуть ли не три раза день! Отчасти это можно объяснить тем, что таким образом матери нарушали заповеди, призывающие не проявлять свою любовь к мальчикам. А процедура купания помогала ей хотя бы немного больше побыть со своим ребенком вместе, и таким образом проявить свою скрываемую заботу и нежность.

В 60х годах педиатр из Майами доктор Уолтер Сакетт выпустил книгу про воспитание детей, мгновенно ставшую бестселлером. В ней он пропагандировал давать детям с 2хнедельного возраста твердую пищу.

По его мнению, густую кашу нужно давать новорожденным два раза в сутки, перед кормлением молоком — в полдень и в полночь. А в промежутках между этими кормлениями не должно быть ничего, кроме воды и то один раз.

«Игнорируйте плач детей» — говорил он, — «иначе вы воспитаете эгоистов!»

Он считал, что желудок трехмесячного ребенка вполне способен переварить бекон и яйца, а ближе к шести можно даже давать им кофе.

Кофе и сигареты стали самым ярким атрибутом в 60х годах. В это время самый популярный учебник акушерства гласил, что беременная женщина может безопасно выкуривать до 10 сигарет в день, без вреда своему нерождённому ребенку. В журналах тех лет можно было часто увидеть рекламу табачных объявлений, с купонами на скидки для покупки хозяйственных товаров. По мнению специалистов, это помогало экономить семейный бюджет.

В 1970 году среди родителей стало популярным отправлять своих дочерей в специальные школы очарования. Такие школы в США обещали превратить гадких утят в прекрасных лебедей. В программе школ были изучение физических упражнений, диет, постановка голоса и речи. Там обязательно преподавали основу нанесения макияжа, моды, хорошие манеры и этикет.

В 80х годах матерям предлагали укладывать своих новорожденных детей спать на животиках. Но это оказалось чревато повышением случаев внезапных детских смертей – малыши часто задыхались или перегревались в кроватках.

Какие странные тенденции в воспитании детей набирают популярность сейчас?

Плацентарная еда

Она пользуется популярностью в США и странах Европы. Ряд матерей, в том числе и знаменитости, мечтают об этом. И готовы употребить в пищу свою плаценту, чтобы увеличить свою лактацию и избежать послеродовой депрессии. Капсулы, сделанные из плаценты, могут нести в себе различные инфекции, об этом предупреждают все врачи. «Плацента – это отходы!» — твердо заверяют они. Но это не убеждает женщин не есть их.

Рождение лотоса

Сейчас так же многие матери просят не перерезать пуповину сразу после появления на свет их ребенка. А дождаться рождения плаценты, подождать пока пуповина прекратит пульсацию, и только потом перевязывать ее. Некоторые идут дальше – они запрещают перевязывать ее вообще, а ждут пока в течение 10-15 дней пуповина естественным образом не отвалиться сама. А все это время малыш связан с разлагающийся плацентой, которая может стать для него источником смертельной инфекции. Да и возникают определенные трудности при ежедневном уходе за новорожденным – например, смене памперса, пеленании и купании.

Отслеживание при помощи современных гаджетов

Технологический прогресс сделал возможным родителям при помощи специальных маленьких маячков, закрепленных на одежде детей, отслеживать их точное месторасположение. Это маленький гаджет в любую минуту сможет определить, где находиться ребенок. С подростком так не выйдет, но при помощи приложений, установленных на его телефон, вы можете заблокировать ему доступ к остальным программам и играм, до тех пока она он не ответит на ваш звонок и не скажет, где он находится.

Браслеты из детских зубов

Некоторые фирмы предлагают мамам из собранных молочных зубов ребенка сделать себе украшение – браслет на руку. Но прежде чем это сделать, хорошенько подумайте, как объяснить своему сыну или дочке, почему зубы, отданные ими зубной фее, оказались у вас, а не в сказочной стране.

Зубчатые ожерелья

Браслеты и ожерелья на основе олова, которые дети могут без проблем грызть. Вроде оригинально, но…согласитесь ли вы потом одевать эти украшения, покрытые следами от зубов и слюнями вашего ребенка?

Татуировки на шраме от кесарева сечения

Иногда женщины стесняются своих шрамов, оставшихся после хирургических вмешательств. А шрам от кесарева сечения – один из самых больших и заметных на пляже и другом отдыхе. Поэтому и возникла необходимость в их маскировке. Татуировка с этим справилась превосходно. В Китае, где самый высокий процент рождения детей путем кесарева сечения, этот способ маскировки шрама – один из самых популярных.

Источник
Перевод Ирина Дмитриева
Фото из свободных источников

Современные тенденции воспитания
статья по теме

Современные тенденции воспитания

Скачать:

Вложение Размер
sovremennye_tendencii_vospitaniya.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Современные тенденции воспитания»

Руднева Валентина Тимофеевна

учитель начальных классов

В условиях социальной, экономической и политической нестабильности общества, которые порождают хроническую неуверенность в завтрашнем дне, исключительно важно стабилизировать школу. Понимая систему воспитания как специфическую сферу, как сферу общественных отношений, мы должны понимать, что школа сегодня является главным нравственным оплотом общества, гарантом обновления нашего отечества.

Сегодня в обществе искусственно обостряется проблема старшего поколения и молодежи, происходит огульное отрицание прошлого нашей страны, возникает опасность разрушения исторических знаний вообще. В период смятения духа в обществе происходит отказ от отечественной культуры в угоду западной, которая упорно насаждает разврат, убийство, агрессию.

Под возросшим влиянием западного прагматизма деформируются и цели образования. Последствия информационного бума проявляются в том, что молодое поколение стремится к знаниям и навыкам, которые обеспечивают деловой, сиюминутный успех, процветание в бизнесе. Молодежь склонна считать, что сегодня нравственно все то, что приносит доход.

В практике обучения проявляется тенденция к технологизации педагогического процесса, повальному тестированию школьников, что приносит ущерб использованию теории педагогики и методики обучения, отказу от руководящей роли педагога.

Расслоение общества в связи с издержками рыночной экономики, ошибочной государственной программой приватизации привели к ранее неведомой практике в школе: расслоение детей по социальному признаку. Материальные блага, приобретенные нечестным путем, принижают в глазах ребенка честное отношение к труду, что ведет к деформации нравственности подрастающего поколения. Селекционный отбор детей ведет к отторжению тех учащихся, которые не вписываются в атмосферу амбициозно настроенных родителей

Повышение комфортности семьи, ее изолированность формируют у детей направленность на себя, эгоизм. С изолированностью семьи утрачивается авторитет старшего поколения в воспитании. Семья не справляется сегодня с функциями экономическими, демографическими и педагогическими. В современных условиях жизни общества педагогический и социальный портреты учащегося складываются неблагополучно.

Воспитание подрастающего поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом. Для правильного осмысления сложившейся ситуации, устранения кризиса в воспитании необходимо прийти к созданию современной воспитательной системы общеобразовательной школы, так как сложившиеся авторитарные системы показали свою несостоятельность. Сегодня становится ясно, что выживание образования как государственно-общественного института зависит не только от его престижа в обществе, но и от выживания каждой конкретной школы, от качества ее педагогической деятельности, которое способно выдержать конкуренцию в образовательном пространстве, на рынке образовательных услуг.

Под влиянием идеологии тоталитарного государства в педагогике прочно утвердились авторитарные системы воспитания с подходом к человеку как объекту воспитания. Школа долгое время воспроизводила исполнителей, которые действовали по принципу «ты должен», а не «ты можешь».

Собственная природа ребенка, его индивидуальность и самобытность в воспитании не учитывались. Массовая воспитательная практика все более приобретает дегуманизированный характер.

Однако в этих условиях гуманистическая педагогика не придается забвению. Сегодня школа ведет отчаянную борьбу за выживание. Большинство педагогов понимают, что выживание это связано с развитием школы и ее обновлением. Но это не означает, что надо разрушать существующую систему до основания. Школа избрала путь обновления и развития без ее окончательного разрушения. Вопреки мнению большинства о безнадежности, отсталости, несостоятельности отечественной школы, ее неспособности осуществить современный цивилизованный процесс образования наша школа разрабатывает инновационные педагогические процессы, переосмысливает богатое прошлое истории своей педагогической мысли.

С учетом этого появилась концепция воспитания Е.В. Бондаревской — воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры.

Несколько иной акцент просматривается в концепции А.З. Мальковой и Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль — это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье — сын, дочь, отцовство, материнство; в коллективе — трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе — патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире — интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере — учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др.

Сложились довольно разнообразные концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, — И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Йеменского, Д.М. Зембицкого и др.

Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания. С развитием гуманитаризации образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности педагоги видят пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности. Дальнейшее представление о сущности и содержании гуманного воспитания будет зависеть от научной разработки и практического освоения педагогами личностного индивидуально-творческого подходов к воспитанию. Первый подход признает ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а второй исходит из того, что каждая личность уникальна и для развития ее творческого потенциала требуется создание определенных условий. Индивидуальность личности является системообразующим свойством гуманизации.

Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.

Это новая школа с новой системой обучения и воспитания. Демократическая школа предлагает учителю и ученику вариативность в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование.

Для учебных заведений с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:

наличие собственной идеологии школы, которая принимается детьми и взрослыми;

формирование определенного образа жизни учебного заведения, в котором преобладают позитивные ценности, динамизм;

педагогически целесообразная связь с окружающей средой учебного заведения, что определяет важность условий, в которых протекает деятельность ребенка;

гуманистический характер межличностных отношений, наличие защитной функции школы по отношению к ребенку.

Проявления таких воспитательных систем различны, но суть их одна: разрозненные воспитательные влияния переходят к целостным, что обеспечивает саморегулирующийся социальный детский организм.

История и опыт развития образования нашей страны и за рубежом показывают целесообразность гуманной системы воспитания. Именно она способна воспитать свободного человека. Практика доказывает жизнеспособность таких воспитательных систем, в основу которых положены идеи гуманной творческой педагогики как современной идеологии воспитания.

Раннее развитие — модная тенденция или осознанная необходимость?

Вопрос о раннем развитии стал реалией сегодняшнего дня. И это общемировая тенденция. Вопрос в том, насколько ранним оно может быть, в какой форме и каково должно быть содержание развивающей работы.

  • Про раннее развитие
  • Клуб раннего развития «Ого-Годики»
  • Развивающее пространство АкадемГородка
  • «Планета малышей» — общеразвивающая студия для детей раннего возраста.
  • Консультации специалистов
  • Достижения наших детей

Вопрос о раннем развитии стал реалией сегодняшнего дня. И это общемировая тенденция. Вопрос в том, насколько ранним оно может быть, в какой форме и каково должно быть содержание развивающей работы.

Про раннее развитие

Динамика жизни в современном мире заставляет родителей задуматься о судьбе собственного ребенка уже на первом году жизни. Специалисты (педагоги, психологи) могут относиться к этому по-разному — или игнорировать существующую тенденцию, обвиняя родителей в преждевременности, излишней тревожности и незнании возрастных закономерностей развития ребенка, или же предоставить родителям возможность самим разобраться в потребностях и возможностях своего ребенка при поддержке профессионалов, для которых главный принцип как и в медицине — «Не навреди».

Специалисты Семейного центра «Ого-Город» придерживается этого подхода и для его реализации собрали уникальный коллектив педагогов, каждый из которых не просто энтузиаст своего дела, но и профессионал в области раннего развития детей. Их силами были организованы комплексные, эмоционально насыщенные развивающие занятия с детьми, на которых могут присутствовать (и участвовать!) родители — в конечном счете именно они ответственны за судьбу собственных детей, за то, каким запомнится им детство.

Совместно с педагогами и психологами центра были разработаны авторские программы. Основная цель занятий — это развитие детей и обучение родителей продуктивным способам взаимодействия с ребёнком. Современные научно-обоснованные представления о детском развитии предполагают не ускорение его хода в плане овладения новыми навыками, а обогащение новыми возможностями и развитие способностей в естественных для ребенка видах деятельности — в общении, предметном манипулировании и игре.

Дизайн Центра неповторим, красочен, привлекателен для детей и родителей. Планировка и организация игрового и развивающего пространства в нём обеспечивает оптимальные условия для решения различных психолого-педагогических задач, чередования различных видов активности детей (спокойные игры и учебно-развивающие занятия, активные игры и развитие двигательной активности, музыкальные занятия, пластика и ритмика и т.д.).

Клуб раннего развития «Ого-Годики»

Весь спектр услуг по развитию и обучению детей от 6 месяцев до 10 лет в нашем центре представлен двумя направлениями — Клуб раннего развития «Ого-Годики» и студии АкадемГородка.

В Ого-Годиках разработан авторский формат занятий с детьми от 1 года до 3 лет — 3-х часовые группы развития. В течение трех часов с малышами работают три специалиста: педагог по творчеству или музыке; детский психолог или логопед; инструктор по детской йоге или хореограф. В основе каждого занятия — четыре развивающих направления: общение, познание, творчество и движение. На занятиях присутствует детские психологи и логопеды. Родители волнуются за своих малышей и постоянно задают вопросы: «А почему это?», «А почему так?». Специалист объясняет, какую пользу приносит ребенку то или иное упражнение. Комментарии специалистов позволяют родителям получить необходимую информацию по вопросам детского развития, способам решения проблем в сфере детско-родительских отношений, практические рекомендации по занятиям с ребёнком в домашних условиях.

Максимально действенными средствами в развитии детей раннего возраста являются средства символизации — цвет, музыка, художественно-графические формы, выразительные движения. Они стимулируют познавательную активность ребёнка и способствуют вовлечённости в процесс занятий. Все специалисты активно используют на своих занятиях средства символизации.

Объединяющим началом всех занятий внутри 3-х часового формата является общий для всех форм развивающей работы смысловой контекст или тема дня. Тема дня объявляется на каждом занятии и способствует формированию осведомлённости о разных сферах жизни человека — природного мира, человеческих отношений, здоровья и культуры.

От 6 месяцев до 1 года мы предлагаем программу «Разноцветные ладошки». Занятия для самых маленьких дарят безграничные возможности формирования различных способностей в раннем возрасте. Художественное творчество детей и родителей дополняется двигательной гимнастикой и психологическим сопровождением. Ведущие — 3 специалиста: детский психолог, педагог-психолог и инструктор по двигательной гимнастике. Программа состоит из разных видов деятельности: художественной, предметной, двигательной; способствует развитию у детей цветового восприятия, общей моторики, координации движений, памяти и внимания; позволяет родителям узнать, что умеют их малыши; получить консультации по воспитанию детей и уходу за ними, помощь и поддержку.

Развивающее пространство АкадемГородка

АкадемГородок — это занятия длительностью 50 минут по трем направлениям: творчество, развитие и движение. Несколько видов занятий отвечают способностям и интересам ребёнка раннего возраста: Планета малышей, Маленький дизайнер, Маленькие танцоры и Ого-Йога. Пространство АкадемГородка направлено на всестороннее развитие ребёнка и учитывает индивидуальные особенности маленьких детей.

«Планета малышей» — общеразвивающая студия для детей раннего возраста.

Занятия проводят музыкальный педагог и педагог по раннему развитию, используя различные методики и техники обучения, опираясь на знания в области психологии и педагогики. Занятия в студии адаптированы для каждой возрастной группы и строятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Ученики участвуют в городских выставках и конкурсах, а в центре всегда открыта выставочная галерея. Коллекция работ постоянно пополняется новыми рисунками.

Консультации специалистов

Специалисты центра оказывают комплексную поддержку по самым разным аспектам детского развития. В клубе можно получить консультации детского и семейного психологов, логопеда, детского невролога.

Достижения наших детей

Дети, посещавшие группы и студии развития, впоследствии лучше и быстрее адаптируются к любым занятиям для детей более старшего возраста; реже испытывают затруднения в установлении контактов с взрослыми и сверстниками; у них отмечаются достижения в развитии познавательной сферы: активно развивается речь, увеличивается объем внимания. Овладевая различными способами обследования предметов, дети при помощи педагогов быстрее обучаются сравнивать, различать, находить сходства, устанавливать связь между предметами и явлениями, что способствует развитию наглядно-действенного мышления. Детей отличает более высокая познавательная активность. А родители, посещавшие занятия, отмечают, что стали лучше понимать возрастные особенности и возможности своих детей.

Семейный центр «Ого-Город» всегда ждёт Вас и Ваших детей на занятиях!

Какими бывают стили воспитания детей?

Момент, когда в семье появляется ребенок – это также момент, когда у родителей начинает формироваться собственный стиль воспитания. Несмотря на то, что в природе не существует идентичных семей, выделают всего 4 стиля воспитания детей. Как правило, родители придерживаются какого-то из них неосознанно, даже не подозревая, что существует классификация, определяющие характеристики и модели поведения. Стиль поведения с детьми может изменяться от года к году, например, родители часто решают записаться на курсы по воспитанию или прочитать несколько книг. И все же, наиболее часто стиль семейного воспитания формируется из собственного понимания родителей, как нужно воспитывать детей, что хорошо, а что плохо.

На самом деле, от того, какого стиля воспитания придерживаются родители, зависит характер, поведение, а порой и судьба их ребенка. Большое влияние на становление личности детей влияет атмосфера, в которой они растут, а также родительское поведение, стиль общения.

На что влияет стиль семейного воспитания?

  • успеваемость в младшей, средней и старшей школе;
  • сексуальная активность в период взросления и после;
  • вероятность попадания в «плохую компанию» и риск вовлечения в криминал;
  • склонность или отсутствие склонности к жестокости, аморальным поступкам;
  • склонность к злоупотреблению алкоголем, наркотиками;
  • самооценка, понимание своих собственных желаний и предпочтений.

Стили воспитания детей: отличительные особенности

BrainApps подробно расскажет о каждом стиле воспитания в семье, чтобы вы могли оценить и проанализировать их, сравнить, и подобрать наиболее предпочтительный. Если у вас уже есть дети, вы сможете понять, к какому стилю относится ваш метод воспитания, подметить собственные ошибки, недочеты, а главное, исправить их. Так вы точно сможете обеспечить ребенку счастливое детство и при этом воспитать развитую, порядочную, разностороннюю личность.

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься. При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача. Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

Если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания в семье, но не знаете, как это исправить, вот несколько советов:

  • научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
  • реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
  • объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
  • дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
  • постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Либеральный, попустительский стиль воспитания детей

Можно сказать, что этот тип семейного воспитания противоположен авторитарному. В такой семье между родителями и детьми могут поддерживаться теплые, дружеские отношения, но сильно хромает дисциплина. Родители, которые придерживаются либерального семейного воспитания детей, не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка. Как и авторитарный стиль, либеральный является не слишком хорошей крайностью. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях. Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка или подростка была возможность самовыражения.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

  1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
  2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Как сгладить либеральный стиль?

Либеральный стиль воспитания детей не является оптимальным, не способствует росту физически и психологически здорового человека. Если описанный выше подход к воспитанию детей вам слишком знаком, вот советы:

  • проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, ваша задача – установить доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя, отношения;
  • включитесь в жизнь ребенка, установите хотя бы несложные правила, которые приучили бы чадо к дисциплине, например, что домой нужно приходить не позже 9-10 часов вечера, а перед тем, как сесть за игры, нужно помыть посуду и сделать уроки.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Разумеется, ведь сын или дочка еще совсем маленькие, они не могут сами решить свои проблемы, их нужно оберегать, опекать, может случиться что-то нехорошее!

Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать. Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем. Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Авторитетный или демократичный стиль воспитания детей

Это интересно

Авторитетный стиль семейного воспитания подразумевает, что ребенок – самостоятельная и самобытная личность. В семье с детьми общаются, предъявляют умеренные дисциплинарные требования, оказывают любовь и поддержку, возлагают надежды, но не принуждают насильно к достижению целей.

Придерживаясь этого стиля семейного воспитания, родители стремятся разговаривать с детьми, объяснять требования, обсуждать проблемы и недомолвки. Чтобы избежать принуждения, взрослые приводят логичные, разумные доводы и отстаивают свою правоту.

Каковы последствия авторитетного воспитания ребенка в семье?

Если ребенку повезло вырасти в семье, где к детям применяли авторитетный стиль воспитания, скорее всего он – самостоятельная личность, которая умеет принимать решения, не боится ответственности за свои поступки. Он отличается умением ставить цели и стремиться к ним, не боится проявлять инициативу, строит с людьми вокруг отношения, основанные на уважении и взаимопонимании. Он знает, что такое компромисс и как его найти, а еще, обладая своим собственным мнением, принимает мнение окружающих людей.

Особенности воспитания детей в современных условиях жизни

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички!

Сегодня я хочу поделиться с Вами моими взглядами на воспитание современных детей. Подготовила эту статью, отвечая на вопросы корреспондента местного телевидения.

— Какие особенности у современных детей и отличаются ли принципы их воспитания от тех, которые были раньше?

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Хочу выделить несколько факторов в воспитании, которые влияют на становление личности современного ребенка.

  1. Воспитание ребенка одним родителем (чаще мамой) и смещение ролей в семье.

В этом случае мама берет на себя функцию отца: контролирующую и наказующую, что не естественно и вызывает протест у ребенка и нежелание подчиняться, особенно у мальчика. У родителей часто расходятся стратегии воспитания ребенка. Когда отец пытается выпонять свою функцию и принять меры в связи с проступком ребенка, то мать начинает активно вмешиваться, заступаться и отменять наказание отца. Авторитет отца в этом случае падает, а ребенок начинает активно манипулировать родителями. Важна единая стратегия воспитания и согласие всех взрослых.

  • Повышенная занятость родителей на работе – это одна изособенностей воспитания современных детей. Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство не способнозаменить живого человека, а тем более родителей.
  • Следующая проблема современного дошкольника – это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей. Парадокс: в дошкольном возрасте родители сами дают ребенку гаджеты, чтобы занять его и он им не мешал, родителям становится удобно! А в подростковом возрасте, когда не могут ребенка оторвать от экрана компьютера – начинают бить тревогу. Родители не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, искривление позвоночника и пр.), но и для их психического развития. Через компьютерные игры идет постоянная стимуляция центра удовольствия, поэтому формируется компьютерная зависимость, и поэтому ребенка перестают радовать простые жизненные радости. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд.

Ещё один немаловажный факт — это снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. В этом у ребенка нет необходимости, так как все предлагается в гаджете. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Этому же способствует то, что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом. Здесь важно было общение старших с младшими, когда старшие учили младших ролевым играм, обучали правилам игры. Сейчас у детей чаще нет такой возможности общения. Поэтому родителям важно обучать ребенка ролевой игре и играть с ним.

Хочется отметить еще один немаловажный факт! Раньше дети, играя самостоятельно во дворе в различные подвижные игры (с мячом, скакалкой, резиночкой и т.д.), имея проблемы органического характера (родовые травмы), сами корректировали эти последствия: улучшали координацию движений, мелкую и общую моторику), что положительно влияло на развитие познавательной сферы. Сейчас дети очень часто ограничены в этом. Повод задуматься для родителей.

— Как не «перегнуть палку», ведь ребенок это личность со своими желаниями и предпочтениями. Стоит ли во всех вопросах действовать исходя из этого?

Если родители хотят воспитать уверенного в себе Человека, успешного, а значит и умеющего преодолевать трудности, то уже с 3 лет, когда ребенок проявляет активный интерес к домашней работе – давать ему такую возможность, и к 5 годам вменить уже свои обязанности по дому и в уходе за собой. Конечно, родителям бывает проще и быстрее сделать самим(помыть посуду, протереть пыль, самой одеть ребенка и т.д.), но тогда они не дают возможности проявляться инициативности и самостоятельности ребенка. А потом, к 9 – 10 годам начинают вдруг с него требовать ответственность, тот естественно, ничего не хочет делать, так как к этому не приучен и верх уже берет природная леность и стремление получать только удовольствия без особого напряжения… Поэтому, важно, чтобы в возрасте до 7 лет родители научили ребенка соблюдать иерархию, чувствовать уважение к старшим, с радостью выполнять поручения взрослых и свои постоянные обязанности, получая за это похвалу и какие-то бонусы — поощрения. До 10 лет родители развивают эти навыки, могут договариваться с ребенком о бонусах, которые желает он за выполненную работу. А вот с 12 лет родителям важно перестраиваться и с уважением относиться к личному пространству подростка. Не требовать, чтобы не запланированные ранее поручения он тут же выполнял. Ваша задача попросить и спросить , когда он сможет это сделать… То есть вот здесь уже нужно ориентироваться на желания подростка, как личности, если до этого родители воспитывали его, как мы сказали выше.

Если же родители никогда и ничего не требовали, а потом вдруг начали, а подросток не желает напрягаться… Вот здесь и появляются проблемы, с которыми в этом возрасте сложно справиться.

У многих современных детей наблюдается жизненная стратегия ухода от трудностей. Родителям уже с 2 – 3 лет рекомендуем тренировать детей в преодолении трудностей. И это сложнее всего, прежде всего для родителей: проще родителю одеть ребенка, чем добиваться, чтобы он сделал это сам. По сути это принцип раннего приобщения ребенка к труду.

— Можно ли наказывать детей и какие меры допустимы? Советы родителям.

Всегда во все времена во время воспитания применяли метод «кнута и пряника», или по — другому стимул и поощрение. Что будет «кнутом», а что «пряником» каждый родитель решает для себя сам, зная интересы и увлечения своего ребенка. Очень часто слышу жалобы родителей, что сложно ребенка замотивировать! Тогда то, что он очень любит нужно сделать поощрением и убрать из общего повседневного доступа. Сделал дело – получил поощрение, не сделал – нет поощрения и плюс еще стимул! Поощрением может быть поход в кафе или кино, в цирк и т.д. Важно, чтобы у ребенка были какие-то потребности и мечты – их можно сделать поощрениями. В этом случае, не нужно ребенка задаривать всем подряд, чтобы не возникло пресыщения!

— Как мотивировать ребенка учиться? Ведь схема: хорошее образование – хорошая работа, не работает эффективно.

Мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Мотивация к обучению формируется еще в дошкольном возрасте. Ребенок проявляет природную любознательность и задает родителям много разных вопросов. И вот здесь важна реакция родителей, умение развернуто и понятно ответить ребенку, полистать с ним энциклопедию с картинками. Тогда эта любознательность будет подкрепляться и появится мотивация узнавать в школе нечто новое. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения не работает. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Важно понять особенности вашего ребенка и не требовать от него отличной успеваемости по всем предметам. Не всем дано звезды с неба «хватать». Если у ребенка нет способностей к математике и физике, пусть учится на «три», а по остальным предметам старается! Очень важно, чтобы помимо школы у ребенка была еще секция или кружок, где он будет чувствовать себя успешным. Важно хвалить не только за хорошую оценку, но и за усердие, которое ребенок проявляет! Например, первоклассник учится писать прописные буквы – они получаются у него корявые, но он старается изо всех сил написать красиво! Похвала за усердие здесь будет уместна!