8 трудностей обучения первоклассника: советы родителям

8 трудностей обучения первоклассника: советы родителям

Практически каждый ребенок в первые несколько лет обучения сталкивается со сложностями адаптации в новом коллективе. Задача родителей – оказать посильную помощь своему чаду, выявить причины неудач и устранить их. Если все сделать правильно, то ребенок быстро привыкнет к новым условиям. В данной статье разберем основные проблемы и нюансы, которые часто проявляются во время обучения, вероятные причины и пути их решения.

Рассеянность

Каждый ребенок в некоторой степени рассеян. Но есть особо сложные случаи.

В чем же причины рассеянности? Во-первых, к рассеянности могут привести слишком низкие уровни развития произвольности, устойчивости психики и концентрации внимания. Во-вторых, преобладание игровой мотивации в процессе обучения.

Как бороться с рассеянностью? Необходимо отдать ребенка в изобразительное искусство, дать ему возможность участвовать в сюжетно-ролевых играх. Кроме этого, весь процесс обучения желательно проводить с помощью игры. Очень важно общаться с ним более эмоционально (особенно, когда речь идет об обучении). При необходимости привлекайте к помощи психолога, который сможет скорректировать психику ребенка, провести диагностику, подобрать наиболее полезные упражнения.

Непоседливость

Многие родители жалуются, что ребенок очень непоседлив. В принципе, в этом нет ничего плохого. Главное, чтобы в меру.

В чем причины непоседливости? Во-первых, особую роль играют особенности психики ребенка. Во-вторых, низкая произвольность.

Как бороться с непоседливостью? Необходимо заинтересовать малыша, уделять больше внимания сюжетно-ролевым играм, изобразительному искусству и так далее.

Непонимание материала

Ребенок может не сразу ухватить материал, который ему дают в учебном заведении. Причины могут быть различными – недостаточная концентрация, применение несформированных приемов учебной деятельности, недостаточное развитие интеллекта и восприятия.

Бороться со сложностью восприятия материала можно через сюжетно-ролевые игры. Главное — научить ребенка переходу из одной позиции в другую, умению развязывать задачи посредством игры по правилам.

Неаккуратность в тетради

Часто встречаются ситуации, когда ребенок неопрятно ведет записи. Причины могут быть разные – неумение применить приемы учебной деятельности, плохое развитие моторики пальцев, слабое внимание и память. Но с этим можно бороться. В частности, моторику пальцев рук можно развивать с помощью целого ряда упражнений. Кроме этого, можно воспользоваться помощью специалиста, который проведет диагностику, подберет хорошие упражнения и подготовит программу.

Необходимость частого повторения

Бывают ученики, которые не сразу понимают задание и начинают его выполнять только после дополнительных разъяснений. Основной причиной могут быть: низкий уровень внимания и произвольности, несформированность предпосылок обучения и неспособность выполнения заданий после устного инструктажа. Чтобы побороть данную проблему, необходимо больше заниматься сюжетно-ролевыми играми, научить ребенка становится на позицию другого человека.

Плохое ориентирование в тетради

Не все дети умеют нормально ориентироваться в тетради. Причины просты – низкая производительность, плохое развитие мышц рук, слабый уровень ориентирования в пространстве. Решение проблемы в своевременной помощи психолога, развитии моторики пальцев рук, формировании произвольного внимания.

Боязнь спрашивать учителя

Многие дети в процессе адаптации бояться задавать вопросы учителю. Причины могут быть различными – сниженная самооценка, частые стрессы, проблемы в семье или психологические особенности личности. Как бороться? Очень просто. Нужно работать над повышением самооценки малыша. Многое зависит от учителя, который не должен использовать авторитарный стиль во время обучения.

Ученик отвлекается на уроках (ест, играет, разговаривает)

Такие проблемы встречаются довольно часто, когда ребенок абсолютно неуправляем и срывает уроки. Причины различны – неполноценное восприятие себя, как школьника, индивидуальные особенности личности, мощная игровая мотивация в обучении, плохая концентрация, несформированность приемов учебы. Основные методы борьбы – помощь психолога и учет индивидуальных качеств малыша.

Родительское собрание на тему: Трудности в обучении»
методическая разработка (1 класс) по теме

Родительское собрание проведено в 1 классе после окончания 1 четверти. Цель: формирование у родителей представления о причинах возникновения трудностей в обучении.

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie.docx 29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

« О трудностях обучения»

Учитель начальных классов:

Капицына Лариса Павловна

Родительское собрание подготовлено и проведено

с родителями 1 класса после окончания 1 четверти.

Цель: формирование у родителей представления о причинах возникающих трудностей в обучении.

Познакомить с понятием «школьные трудности»; рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении; воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребёнку; познакомить с результатами мониторинга, проведённого в классе; дать рекомендации по организации помощи в преодолении ребёнком трудностей в обучении.

  1. Подготовительный этап .

Провести исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности учащихся 1 класса; провести беседу со школьным психологом с целью выяснения причин возникновения трудностей в обучении младших школьников; подготовить текст беседы для педагогического всеобуча; подготовить тексты теста-опросника для родителей.

  1. Организационный этап.

Сообщить родителям о дне и времени проведения собрания. Пригласить на родительское собрание школьного психолога. Подготовить аппаратуру для демонстрации презентации. Подготовить выставку психолого-педагогической литературы для родителей. Организовать выставку рисунков учащихся на тему «Моя семья».

Классный руководитель. Уважаемые родители! Сегодня мы с вами попробуем обсудить проблему возникновения трудностей в обучении. Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Очень расстраиваемся, когда замечаем, что у ребёнка возникают трудности, он не может справиться с заданием, пропадает интерес к обучению.

Уже в начале обучения в школе становится ясно, что дети по-разному реагируют на учебную нагрузку: одни очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые на него возлагали мама и папа, другие совсем не справляются. Многие часто болеют, пропускают занятия, отстают. Возникает вопрос: почему всё это происходит? Отчего возникают школьные проблемы? Почему учится трудно? А главное – как помочь своему ребёнку преодолеть их?

Прошло уже почти три месяца с тех пор, как Ваш ребёнок учится в школе. Возникли ли трудности в обучении у Вашего ребёнка? В чём они проявляются?

(Высказывания родителей о тех школьных трудностях, которые они заметили у своего ребёнка)

Почему же ребёнку трудно учиться? В чём я вижу причину возникновения трудности в обучении?

Исследование уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности (приложение №1) показали, что у детей очень слабо сформированы: умение выстраивать последовательность событий на основе сюжетных картинок (умение структурировать информацию); умение контролировать результат выполненного действия на основе образца; умение составлять объект как целое из фрагментарных элементов; умение сравнивать (находить общее и различное) и самое главное – низкий уровень сформированности позиции школьника.

5 б. — позиция школьника – 6 чел. 24 %;

4б. — позиция школьника – 6 чел. 24 %;

3б. – пограничная позиция «школьник – дошкольник» — 4 чел. 16 %;

2б. – пограничная позиция «дошкольник – школьник» — 3 чел. 12%;

1б. – позиция дошкольника – 3 чел. 12 %;

0б. – позиция дошкольника – 3 чел. 12 %.

Вот ещё ряд причин, которые не зависят от личности ребёнка или от отношения в семье. Устранить их можно только лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребёнка.

  1. У ребёнка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
  2. Могут быть незрелые отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
  3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять своё время.
  4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
  5. Замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
  6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затруднённое понимание речи других людей. Заикание.
  7. Специфические расстройства. Дислексия – трудности в овладении чтением, дискалькулия – расстройства счёта, дисграфия – трудности при овладении письмом.
  8. Нарушения зрения, слуха.
  9. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Как ни странно это прозвучит, но трудности в обучении ещё возникают оттого, что дети не знают, для чего нужно учиться. Если раньше понятие «долга» было вполне действенной реальностью, то сейчас такие аргументы как «ты должен» попросту не доходят. Довольно сомнительны и заявления о том, что, только учась, можно хорошо устроиться в жизни. Иногда трудности в обучении возникают из-за конфликтов в школе. Ребёнок претендует на роль лидера, но не имеет сил способностей вести за собой других. Ребёнок попал между двумя «группировками», не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, всё время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришёл новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников. Постепенно такой ребёнок не хочет идти в школу. Эти и многие другие ситуации объединяет одно – неумение ребёнка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно оттого, что ребёнок живёт в постоянном напряжении.

Бывает причиной трудностей в обучении ещё и несформированность познавательных интересов. Такие дети, как правило растут в социально неблагополучных семьях. Они с ранних лет предоставлены сами себе. Способности такого ребёнка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же, как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Такие дети могут производить вполне приятное впечатление своей самостоятельностью и смышлёностью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в радужных красках.

Но, как я считаю, основная причина возникновения трудностей в обучении оттого, что мы не учим детей учиться. Почему-то взрослые обычно считают, что если они это могут делать, то и ребёнок должен уметь это делать. Придя с работы, усталым родителям хочется отдохнуть, хочется тишины и покоя. А ребёнок в это время требует к себе внимания. И вместо того, чтобы выслушать ребёнка, что у него получилось и почему он считает, что у него это получилось, а что не получилось и как надо сделать, чтобы это получилось, от ребёнка отмахиваются или выполняют родители задание сами. В таких случаях дети, встретившись с первой же трудностью, не пытаются эту трудность преодолеть, а спешат за помощью к взрослым. Появляется неуверенность в своих силах. Они не знают, как преодолеть появившуюся трудность, но им не помогли, не научили это делать. Учение – это личностное развитие в деятельности. Чтобы научиться, прежде всего, необходимо ребёнку определить, что он не знает. Затем наметить план, как он будет от «не знаю» идти к «знаю», какие действия необходимо выполнить, чтобы «проделать этот путь». Следующий этап – ученик определяет, что он это уже знает и теперь надо от «знаю» стремиться к «умею», т.е., по определению П.Я.Гальперина, перейти на шестой этап интериоризации действия собственно умственного действия. И снова нужен план действий этого перехода. Когда сам ребёнок будет в деятельности, у него появится интерес к учению, выполняя учебную деятельность по способу, он чувствует значимость своего труда.

Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя решить её усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребёнок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несёт ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребёнку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде, чем упрекать сына или дочь в нерадивости, посмотрите, всё ли Вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причём речь идёт не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если Вы накричали на ребёнка (пусть даже заслуженно) – интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Психолог. Помочь найти ошибки в воспитании своего ребёнка, которые ведут к школьным трудностям, быть объективными при анализе семейной ситуации Вам поможет этот тест-опросник:

  1. Сколько раз за последнюю неделю Вы спросили у ребёнка «Как у тебя дела?»
  2. Сколько раз Вы сказали ребёнку: «Я за тебя рада!»?
  3. Сколько раз за неделю Вы задавали ребёнку вопрос: «Хвалил ли тебя сегодня учитель?»?
  4. Говорили ли Вы на этой неделе фразу: «У меня больше нет сил (терпения) . », «Ты меня очень расстроил»?
  5. Наказывали ли на этой неделе ребёнка за неудачи в учёбе?
  6. Говорили ли Вы ребёнку перед уходом в школу подобные фразы: «Веди себя хорошо», «Не вертись на уроке», «Смотри, чтобы на тебя опять не жаловались»?
  7. Если ребёнок пришёл расстроенным, поддержали ли Вы его такими словами: «Ничего, мы позанимаемся, и у тебя всё получится!»?
  8. Что чаще делали на этой неделе: улыбались при встрече с ребёнком или хмурились?

А сейчас посмотрите на себя со стороны глазами ребёнка. К собранию мы провели среди детей несколько конкурсов рисунков «Моя семья». Рассмотрите внимательно рисунок, как ребёнок изобразил членов семьи, в какой последовательности, какую цветовую гамму он выбрал, насколько детально прорисованы лицо, одежда членов семьи, всех ли нарисовал ребёнок, как он изобразил себя, и какое место себе отвёл, отличаются ли члены семьи размерами.

4. Подведение итогов собрания.

Так что же делать, чтобы не возникли трудности в обучении?

Каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять». И это понимание может доставить большее удовольствие, чем обладание. Объяснять нужно на доступных ребёнку примерах.

Узнали ли Вы сегодня что-нибудь новое?

Была ли эта информация для Вас полезной?

Заставила ли она Вас задуматься, оценить своё отношение к ребёнку по-новому?

Список использованной литературы:

  1. Авт.-сост. ИФ.Яценко, С.И.Чупина. Родительские собрания. – М: «ВАКО», 2005, 250 с
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + Новые собрания. М: «ВАКО», 2005, 256 с. – Серия «Педагогика. Психология. Управление».

Чем помочь первокласснику: советы психолога родителям

Нужно ли делать уроки вместе с ребенком, стоит ли его ругать и как одевать в школу

В семье долгожданный праздник — ребенок идет в первый класс. Родители ждут 1 сентября с радостью и тревогой: как встретит школа вчерашнего малыша? Готов ли ребенок к труду и дисциплине? Сможет ли он наладить отношения с учителем и одноклассниками? Будет ли справляться с физической и психологической нагрузкой? Одним словом, будет ли он успешен, здоров и счастлив на новом поприще? И чем старшие члены семьи могут ему при необходимости помочь? На вопросы заботливых родителей отвечает известный психолог, кандидат психологических наук Анетта Орлова.

— Первоклассник, ребенок семи лет — что это за личность? Что к этому возрасту он должен знать, уметь, понимать?

— К этому возрасту ребенок приобретает опыт самостоятельности, у него возникает собственная зона ответственности. Поэтому важно, чтобы к школьному возрасту он умел себя контролировать. То есть чтобы в какой-то степени была развита воля. В таком случае он будет понимать, что есть такое понятие, как ответственность. Естественно, в школе тоже будут развивать эти качества, но основы должны быть заложены дома, в семье.

— Переход из детского сада в школу для детей ощутим?

— Фактически в школе происходит повторная социализация — первая как раз была в детском саду. Ребенок снова сталкивается с внешним миром — уже на новом уровне. И снова начинает искать свое место в мире, оценивать себя. Поэтому в фокусе внимания родителей должна быть самооценка ребенка, так как в шесть-семь лет это самое уязвимое место. А от самооценки, в свою очередь, зависит настрой ребенка на учебу, а также то, как будет происходить его социализация в новом коллективе.

— Что требуется от родителей?

— Родители должны дать ребенку ощущение безусловной любви. Именно эта любовь помогает ребенку любого возраста преодолевать все трудности внешнего мира. Хорошие родители должны иметь четкое представление о том, как их дети себя оценивают. И если у ребенка занижена самооценка, его нужно больше хвалить, чем тех, у кого она завышенная или адекватная. Ругать таких детей, критиковать — только усугублять ситуацию. От родителей должен идти позитив.

— Раньше пугали двойками, сейчас вроде бы эта «кара» миновала — оценки первоклашкам не ставят. С психологической точки зрения это плюс или минус?

— Большой плюс! Ребенок без стресса входит в учебный процесс, адаптируется к нему. Все трудности начального обучения он преодолевает в неагрессивном формате. Оценки «бьют» по ребенку, если он не справляется, влияют на его самооценку — как школьника и как человека. Поэтому очень хорошо, что первый этап обучения — безоценочный. За хорошую работу учитель рисует в тетради смайлик — и ребенок счастлив! А плохо — это когда смайлика нет. Но даже в этом случае первоклассник не получает негативного подтверждения, что у него что-то не так.

— Родителей волнует, как ребенок «обживется» в новом коллективе, будет ли ему комфортно… Что тут можно посоветовать?

— Нужно постараться к шести-семи годам научить ребенка договариваться. А в особых случаях — отстаивать свои права. 1 сентября в классе все тихо и спокойно. Но уже через пару недель дети начинают «качать права», иногда — применяя агрессию. Важно, чтобы ребенок не стал жертвой агрессивного поведения своих товарищей в младшем школьном возрасте, потому что позиция «жертвы» — человека, которого при каждом удобном случае прессуют, может сохраниться до старших классов. Родители должны мониторить ситуацию, знать о психологическом климате в классе, а не только следить за успехами в учебе.

— Какие дети чаще всего становятся аутсайдерами?

— Если в семье сверхконтроль, излишняя строгость, если есть старший брат или сестра, которые постоянно обижают, а родители на это не реагируют, то вероятность того, что ребенок в школе будет подвергаться насмешкам, унижениям, повышается. Если родители в свое время были в роли «жертвы», над ними когда-то насмехались, высока вероятность того, что ребенок повторит их путь. И вот парадокс: когда ребенок приходит к таким родителям и жалуется на то, что его обижают, они, помня свой опыт бессилия, не включаются в ситуацию. Они по-прежнему боятся! Они игнорируют ситуацию, и она, конечно же, ухудшается. И тогда у ребенка пропадает желание идти в школу.

— Педагог может как-то повлиять на ситуацию?

-—Переоценить влияние учителя на создание атмосферы в классе невозможно. Младшие школьники очень восприимчивы к мнению учителя, его отношению к каждому из них… Но нужно помнить, что учитель тоже человек, со своими слабостями… Поэтому я призываю родителей постараться быть объективными. Педагога нужно уважать. Это уважение нужно передать детям. Но это не означает, что педагог всегда прав. Если ребенку в школе плохо, если его прессуют и над ним издеваются — нужно идти и разбираться.

— Бывают ситуации, когда ребенка отвели в первый класс, а через какое-то время стало понятно, что он не готов к учебе… Что делать? Вернуть в детский сад?

— В детский сад я бы не советовала возвращать—- для ребенка это будет совсем тягостно… Регресс точно не нужен. Если позволяет ситуация, можно забрать из первого класса и найти занятия для него дома, дать возможность в спокойной обстановке «дорасти» до школы. Но при этом нужно придумать причину, почему его больше не водят в школу. Можно, например, сказать, что нужно здоровье укрепить, — то есть найти причину, которая не будет задевать его самолюбие. Каждый ребенок — индивидуальность. Он не будущий человек — он уже человек. Вот об этом должны помнить внимательные и любящие родители.

«Организуйте школьнику рабочее место»

— Родители должны организовать удобное и функциональное рабочее место, приучить ребенка содержать его в порядке. Тогда у него и в голове будет порядок! Необязательно следить за тем, как он выводит буквы. Можно сесть рядом и заниматься своим делом — пусть ребенок видит, что трудится не только он. А если нужна помощь, помогите ему, это нормально. Если у ребенка постоянно будет что-то не получаться, это нехорошо. Он начнет испытывать дискомфорт перед сверстниками, начнет замыкаться. Появится лень — и это будет не природная лень, а его способ защиты от трудностей, так называемый синдром собственной неэффективности. Родители должны понимать: в первом классе нужно работать не над объемом знаний, а над развитием самооценки ребенка!

Не делайте из ребенка «золушку»

— Нужно ли сделать так, чтобы у ребенка с первых школьных лет было все самое лучшее — от одежды и портфеля до телефона? Или все же нужно культивировать скромность при любом уровне достатка?

— Сложный вопрос… Мое мнение: родители должны постараться придерживаться золотой середины. Не делать из ребенка «золушку», если в семье нормальный достаток, но и не выставлять ребенка замухрышкой, даже если семья скромного достатка. Быть равным с другими для ребенка, конечно же, важно. Но самая вредоносная родительская позиция — дать понять ребенку, что признание можно получить за счет того, какая на нем одежда, какой у него телефон и так далее… То есть не через то, что он знает и умеет, а через то, что он имеет. Это очень опасная позиция! И ударит она, в конце концов, по самому ребенку и его родителям.

Главное — режим

— Насколько важен режим для первоклассника и школьников младших классов? Не секрет, что молодые родители сами ложатся поздно и детей в кровать «не загоняют» по часам…

— Дело даже не в возрасте родителей, а в их инфантильности. Есть такая категория — родители, которые четко не выстраивают иерархию в отношениях, не обозначают границы, кто есть ребенок, а кто взрослый. И эта размытость приводит к тому, что дети начинают нарушать эти границы. Отсутствие режима — один из показателей такой ситуации. Но родители, которые волнуются о физическом и психическом здоровье детей, должны помнить, что полноценный сон — это ключевой ресурс, который необходим школьнику, чтобы он был в форме. И мама с папой должны и себя «закручивать», чтобы установить в доме распорядок. Возможно, летом у детей и были поблажки, но с началом учебного года должен быть строжайший режим. Даже самые инфантильные родители должны понимать: когда ребенок спит, в его мозге закладываются нейронные пути, которые будут отвечать за его мышление, за его быстроту реакции, за его будущее, в конце концов. Сон снимает тревожность, формирует определенную ритуальность, и это все помогает ребенку лучше существовать в новых, сложных для него обстоятельствах. Хаотичность может привести к разного рода расстройствам. Сон — это защита.

Возрастная категория материалов: 18+

26 советов родителям первоклассника

Первый класс — это адаптация к новым условиям не только для ребёнка, но и для его родителей. И если ребёнок может воспринимать происходящее как игру, то взрослые понимают, что школа — это ответственность. Наш блогер, учитель начальных классов Олег Недаль, процитировал детского психолога Светлану Ройз, которая написала 26 советов родителям первоклассников.

1. Признак физической, телесной готовности к школе — начало смены зубов. Вся школьная нагрузка: интеллектуальная, эмоциональная, физическая — ляжет на маленькое тело ребёнка. Если у первоклашек зубы ещё не начали меняться, стоит начать усиленно укреплять тело. Тем, во что верите: витаминами, сбалансированным питанием, зарядкой, режимом. Первая неделя школы — новая нагрузка — иммунитет часто не справляется.

2. Психолог, проводящий собеседование перед школой, задаёт ребёнку вопросы о мотивации.

  • Мотивация бывает игровой — ребёнок идёт в школу играть. Играет он по своим правилам: если устал от игры, встаёт посреди урока и начинает бродить, говорить или есть. Такой ребёнок берёт с собой в школу много игрушек. Мотивация может «дозреть», но в первое время важно терпение и творческий потенциал родителей, чтобы ребёнок не решил «выйти из игры».
  • Социальная мотивация — ребёнок идёт в школу дружить. Он будет много болтать. Важно помочь ему построить отношения, такой ребёнок может отказываться учиться, говоря: «Со мной никто не дружит».
  • Мотивация достижений — ребёнок идёт в школу за пятёрками. В первом классе оценок не ставят. Всегда учиться на отлично невозможно. Такой ребёнок может быть разным, но если мы не позволим не оправдывать наши ожидания, он превратится в перфекциониста и невротика.
  • Учебная мотивация — ребёнок идёт учиться. Так тоже бывает. Это зрелая мотивация.

3. Первые две недели ребёнок очень устаёт: новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка. Пожалуйста, заботьтесь о том, чтобы он мог набегаться после школы или просто выспаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми в первые школьные недели — это нормально.

4. Доли мозга, которые отвечают за удержание ребёнка в одной позе, включаются в работу после семи лет. Дети не могут не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний, чтобы дать детям возможность разрядки, хотя бы не ругайте ребёнка за состояние «волчка» дома. Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и прочее.

5. Только после семи лет дети могут ощущать себя частью системы, подчиняться её правилам. При этом многие дети не реагируют, пока к ним лично не обратятся: «Машенька, открой тетрадь». Дома важно играть в школу, показывать с игрушками возможные ситуации.

6. Если ребёнок единственный в семье или не был в садике, он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом, прикосновениям. После школы он может быть как чрезмерно активным, так и очень вялым. Он может сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать как агрессию). С таким ребёнком почаще нужно играть в контактные игры.

7. Если учительница отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин, ребёнок может её бояться. Ребёнку важно говорить, что учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтобы её все услышали. Дома важно играть в шумелки.

8. Чтобы детям облегчить адаптацию, лучше в первые недели сентября устраивать встречи одноклассников в игровых центрах, на пикниках, приглашать в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее начнут сосредотачиваться на учёбе.

9. Каждый понедельник ребёнка может быть сложнее «оторвать от себя». Это касается и детей, которые адаптируются к садику. После близости с родителями в выходные сложно идти в чужую среду.

В утро понедельника замедляем темп, расстаёмся, обнимаясь, с собой ребёнку даём частичку себя: браслет, значок, кулон

10. В школе делаем коллаж из фотографий детей, обрисовываем всем классом ладошки, вырезаем их или просто развешиваем по стенам. Когда ребёнок приходит в класс и видит себя, он сразу чувствует, что у него есть место и он «свой».

11. Мы должны быть уверены, что ребёнок знает, где школьный туалет, что он умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если ребёнок тратит силы на то, чтобы что-то удержать, ему не до приёма новой информации.

12. Пожалуйста, предупреждайте учителей о том, какие продукты не ест ребёнок. Давайте с собой воду, фрукты, помытую морковку и прочее.

13. Чем сильнее отвлекается ребёнок, тем ближе к учителю он должен сидеть, чтобы была возможность прямого контакта глаз.

14. Первые школьные недели вся семья задает вопрос: «Ну как?» В присутствии ребёнка говорите о школе и учителях либо хорошо, либо ничего. Если есть ситуация, в которой ребёнку небезопасно, он должен знать, что в мире вы за него всем открутите голову, но дома он свою воспитательную дозу получит.

15. Пожалуйста, будьте внимательны к изменениям в поведении ребёнка. К сожалению, не все учителя адекватны. Психологическую травму получает в большей степени тот ребёнок, который наблюдает, как учитель кричит на его одноклассника или унижает его. Слушайте, что ребёнок рассказывает, во что играет.

16. Родителей первоклашек ждёт ещё одно испытание — перефокусировка авторитетности. Раньше ребёнок слушался и воспринимал информацию от папы и мамы, сейчас в речи ребёнка появятся фразы: «А Марья Ивановна сказала по-другому. Ты неправ!»

17. В первом классе не должны задавать домашнее задание, но если оно всё же есть, с каждым днём сокращаем своё присутствие в выполнении уроков.

18. Есть книги, которые можно тайком подарить учителям: «Как говорить, чтобы дети учились», «Как говорить, чтобы дети слушали»; «Как преодолеть трудности в обучении детей»; «Воспитание без наказания»; «Общаться с ребёнком. Как?»

19. Чтобы «сделать прививку» от обид для очень чувствительных, обидчивых детей, особенно если из фамилии легко сделать дразнилку, дома придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии.

20. Для детей-негативистов, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, после школы задаём вопрос: «Что было хорошего?» Если ребёнку сложно, начните говорить первым. Вечером можно поиграть в игру, что было за день плохого (сложного) и что было за день хорошего.

21. Желательно в конце первой недели учёбы в школе устроить домашний праздник.

22. Для профилактики болезней, усталости, сопротивления один раз в три недели можно с разрешения учителя прогулять школу, чтобы ребёнок мог сбавить/сменить темп.

23. Желательно первые три недели учебного года не нагружать ребёнка дополнительными новыми кружками и секциями.

24. Деликатная тема: возраст младших школьников относится к генитальной фазе развития по Фрейду. Это время усиления мастурбации (останавливаться на причинах не буду). Ребёнок, переживающий разлуку с родителями, пытающийся почувствовать близость с ними, не знающий, как снять напряжение другим образом, может прикасаться, причём прилюдно, к своим интимным местам. Важно помнить несколько моментов:

  • мастурбация нормальна;
  • стыдить, ругать, пугать ребёнка нельзя;
  • важно сказать, что к интимным частям тела мы не прикасаемся в общественных местах;
  • важно следить за гигиеной;
  • важно обеспечить ребёнку разрядку напряжения другими способами;
  • важно родителям гармонизировать свои сексуальные отношения;
  • важно наполнить ребёнка своим телесным теплом — в объятиях, поцелуях и проч.

25. Что бы ни происходило накануне в семье, с какой бы ноги ни встала вся семья, ребёнка важно проводить в школу в хорошем настроении. Чем больше тепла мы ему дадим, тем легче ему будет осваивать новые миры.

26. Несколько лет подряд я писала сыну в школу письма (маленьким детям их можно рисовать). На конверте было написано «Вскрыть после второго урока». В письме — пара тёплых слов, это наша возможность сказать: «Я с тобой».

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

5 советов, как помочь первокласснику адаптироваться в школе

Линейка, первая учительница и знакомство с одноклассниками — трогательные моменты, которые запомнятся надолго. Вместе с тем малыши испытывают немало стресса в период адаптации к обучению в школе. Рассказываем, как помочь им пережить новый эмоциональный опыт.

С какими трудностями сталкиваются первоклассники

Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения возлагается немало ответственности, к которой малыш не привык. Новая роль подразумевает новые обязанности, например:

  • рано вставать,
  • собирать ранец,
  • носить школьную форму,
  • находить общий язык с учительницей,
  • выполнять все требования,
  • ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков по 45 минут.

По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью, согласитесь, звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребёнка.

Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе.

Сколько времени занимает адаптация в первом классе

Принято считать, что адаптация первоклассников к школе может длиться от двух недель до нескольких месяцев, а возможно, и весь первый класс. Всё очень индивидуально — здесь играют роль разные факторы:

  • специфика школы,
  • характер ребёнка,
  • объём учебной нагрузки,
  • психологическая стабильность,
  • атмосфера в семье,
  • профессионализм педагога,
  • коллектив.

Если в семье поддерживается комфортный и дружелюбный климат, мама с папой не ругаются, выслушивают малыша, учитывают его мнение и поддерживают — адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче и быстрее.

Как помочь ребёнку в процессе адаптации к школе

Вот несколько практических советов, которые помогут в школьной адаптации первоклассников.

Совет 1. Отслеживайте собственное состояние

Правила инструкции по безопасности в самолёте гласят: сначала наденьте кислородную маску на себя, а потом на ребёнка. Взрослым и самим бывает сложно, когда малыш впервые идёт в школу. Ведь это значит, что время летит, сын или дочь взрослеют и меняются, а мы стареем.

Но если родитель не осознаёт своих чувств и не умеет проговаривать негативные эмоции, он может подсознательно копить в себе страхи и выплёскивать их на ребёнка. Поэтому научитесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете, и будьте честными с сыном или дочерью.

Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на постоянной основе. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе.

Совет 2. Поддерживайте ребёнка во время адаптации

Иногда мамы и папы начинают требовать от малыша слишком многого, мотивируя это лозунгами «Ты же уже взрослый! В первый класс пошёл!». Но несмотря на формальное начало школьного обучения, перед вами всё тот же малыш, который нуждается в заботе и поддержке.

Объясните ему, что ошибаться — это нормально, и что вы в любом случае останетесь на его стороне. Подчёркивайте его успехи, чтобы ребёнок сам понимал, где у него сильные стороны, а где надо напрячься. Помогайте верить в свои силы и хвалите. Дом малыша должен быть местом силы, крепостью, где можно отдохнуть и расслабиться. В процессе адаптации первоклассников важно всегда быть рядом с ребёнком и защищать от тревоги и неопределённости.

Совет 3. Следите за здоровьем

Важно соблюдать режим в процессе адаптации детей к первому классу. Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка — не менее 9,5 часов. Отход ко сну желателен в промежутке от 21:00 до 21:30. Не забывайте и про питание — малыш должен хорошо есть и получать все необходимые витамины.

Адаптация ребёнка-первоклассника пройдёт легче, если он живёт по режиму и правильно питается. Но нередко дети всё равно заболевают из-за психосоматических причин — от стресса и избытка эмоций, связанных с началом обучения. Следите, чтобы малыш не переутомлялся, и контролируйте его эмоциональное состояние.

Совет 4. Интересуйтесь

Чтобы предотвратить возможные трудности адаптации первоклассника, важно «держать руку на пульсе» и узнавать, как обстоят дела в школе. Часто родителей беспокоит лишь вопрос «чем тебя кормили?», но нужно быть в курсе и остального. Расспрашивайте, как прошёл день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни: «Как сегодня Наталья Юрьевна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете?»

Совет 5. Помогайте

Поначалу, пока ребёнок не научился всё делать полностью самостоятельно, важно следить, чтобы он был готов к урокам, понимал материал, собирал ранец. Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время периода адаптации первоклассника лучше контролировать. Не стоит сразу взваливать на малыша всё бремя ответственности.

Резюме

Когда малыши идут в школу, на них возлагается немало новых обязанностей. Нужно регулярно рано вставать, сидеть за партой смирно и делать домашку. На длительность адаптации первоклассников к обучению влияют такие факторы, как характер ребёнка, атмосфера в семье, личность педагога и общий уровень подготовки к учёбе.

Чтобы помочь первокласснику, следите за собственным эмоциональным состоянием. Не забывайте давать ребёнку море заботы и поддержки. Малыш должен чувствовать вашу защиту.

Семье важно в период адаптации первоклассника помнить про режим — вовремя ложиться и хорошо питаться. Помимо этого, важно проявлять заинтересованность тем, как проходит учёба, и на первых порах адаптации помогать с домашкой, сбором рюкзака или стиркой школьной формы.

Желаем, чтобы адаптация к школьному обучению прошла гладко и безболезненно!