Аутизм — причины, симптомы, диагностика, лечение

Аутизм у детей: признаки, причины и лечение

Аутизм – это неврологическое заболевание, отражающееся на функциональности головного мозга. Первые симптомы проявляются уже в раннем детстве, хотя диагноз может быть подтвержден не ранее трехлетнего возраста. В разной степени аутизм характеризуется отсутствием реакции со стороны ребенка на обращение и просьбы, отсутствием игры со сверстниками, трудностями в выражении эмоций или общением с помощью жестов. Данное расстройство имеет много разновидностей, бывает, что ребенок просто развивается медленнее – и это путают с аутизмом.

Причины аутизма

Аутизм не является психическим заболеванием! Предполагается, что коренными причинами являются нарушения в формировании центральной нервной системы, начиная с дородового возраста. Проблема имеет генетическую природу, связанную с наличием специфического гена в хромосомах. Важно отметить, что его обнаружение не обязательно означает аутизм.

Аутизм в настоящее время рассматривается как многофакторное расстройство, и можно выделить условия, повышающие вероятность мутации гена.

Согласно статистике, один из 500 человек страдает от аутизма, причем мальчики в четыре раза чаще, чем девочки.

Аутизм – симптомы

В типичных формах симптомы аутизма появляются до 3-х летнего возраста. Однако родители обычно отмечают первые признаки уже в младенческом возрасте. Их беспокоит, что ребенок слишком молчалив, спокоен, не вздрагивает от шума, не фокусирует взгляд на входящих людях, а если его берут на руки – настороженно замирает. Такой малыш может долго смотреть в одну точку, например, на часы с маятником или колышущуюся на окне штору. Бывает, что изначально развитие ребенка идет нормально, а затем вдруг неожиданно проявляется «необычное».

Болезнь чаще встречается у мальчиков, но симптомы аутизма сильнее у девочек. Она не излечима, но чем раньше будет поставлен диагноз, тем лучше. Необходимое терапевтическое лечение может обеспечить аутичного ребенка относительно нормальными условиями развития, также важен качественный уход.

Как ведет себя ребенок с аутизмом?

Аутичный ребенок заперт в своем собственном мире. Он не ощущает необходимости разговаривать с окружающими людьми. Налицо – целостное расстройство развития. Ребенок избегает общения со сверстниками и семьей. Он не разговаривает с матерью, не реагирует на посторонних. Он не просит родителей купить игрушку. Не реагирует на боль. Не радуется приходу бабушки. Когда он получает свое любимое мороженое – он не выказывает удовольствия. Улыбки или&жесты других людей не имеют для него большого значения. Вы можете улыбнуться ему с самой искренней нежностью, и он не обратит на это внимания.

Ребенок с аутизмом не разговаривает или произносит нелогичные фразы, например, повторяет слова из рекламных роликов. Вместо «я» он говорит «ты», он использует непонятные фразы. Поведение ребенка с аутизмом стереотипно – машет руками, раскачивается, как маятник, или кружится. Он становится чрезмерно привязанным к некоторым объектам. И если кто-то отнимает их у него, он паникует. Ему не нравится, когда кто-то меняет его привычки. Он любит ходить одной дорогой, есть с одной тарелки, чистить зубы одной и той же щеткой. Плохо переносит изменения в своей повседневной деятельности.

Что нужно понимать:

  • Дети с расстройствами часто имеют очень избирательный и ограниченный круг интересов. Аутичные дети часто чувствуют беспокойство и легко становятся агрессивными, из-за малейшего повода теряют сон. Диагноз ставится несколькими специалистами – психолога, неврологом и психиатром.
  • Интеллектуальный уровень имеет большое значение в течение болезни и в последующем прогнозе. Есть случаи, когда у детей с аутизмом наблюдается глубокая умственная отсталость, но есть и такие, которые проявляются расстройствами только в некоторых сферах, в других развитие нормальное, а в некоторых даже выше среднего.
  • Синдром Саванта – это когда аутичный ребенок демонстрирует невероятные достижения в узкой области, например, обладает впечатляющей механической памятью, невероятными музыкальными навыками или свободно подсчитывает невообразимые последовательности больших чисел.

Неспецифические симптомы аутизма

Аутичные расстройства всегда влияют на социальные контакты, языковые и поведенческие особенности, и часто сопровождаются другими нарушениями в организме, которые могут помочь распознать заболевания:

  • Расстройства пищеварения – люди с аутизмом страдают от диареи и/или длительного запора из-за повреждения слизистой оболочки кишечника и гипертрофии патологической бактериальной флоры.
  • Ослабленный иммунитет – аутичные дети склонны к аллергии и различным типам инфекций из-за повреждения иммунной системы и дисбаланса Т-клеток,
  • Дефицит витаминов и элементов – нередко дети с аутизмом стремятся ограничить свое меню несколькими блюдами, отмечается недостаток витаминов С, В6, В12, А, Е и элементов – магния, селена, цинка и хрома,
  • Отравление тяжелыми металлами – наблюдается ослабление способности к детоксикации.

Диагностика аутизма

Нет определенных медицинских тестов, которые сразу дают ответ на вопрос, страдает ли ребенок аутизмом. При распознавании симптомов аутизма специалисты в первую очередь уделяют внимание поведению и развитию ребенка.

Постановка диагноза делится на два этапа

  1. Тест развития ребенка: специалист проверяет, обладает ли ребенок базовыми навыками, соответствующими его возрастному критерию или имеет место задержка в развитии. Если есть подозрение, что ребенок подвержен высокому риску нарушений развития, связанных с тем, что другие люди в семье страдают аутизмом, преждевременными родами или низким весом при рождении, то проводятся дополнительные скрининговые тесты. Скрининговые тесты должны проводиться на детях 1,5-2 лет.
  2. Комплексная оценка состояния ребенка – это второй этап диагностики. Оценка включает поведение ребенка и интервью с родителями, кроме того, могут быть выполнены неврологические и генетические тесты и другие медицинские исследования. Комплексную оценку обычно делают:
    • неврологи – оценивают работу мозга и нервов;
    • развивающие педиатры – оценивают развитие ребенка;
    • детские психологи или психиатры – определяют наличие отклонений в психо-эмоциональном плане.

Примечание: если вы подозреваете, что наш ребенок отстает в развитии, обратитесь к специалисту, как можно раньше! Даже если вам не смогут подтвердить диагноз, пройти курс сеансов в центре остеопатии будет полезно даже здоровому малышу, а страдающему от недиагностированного аутизма – просто необходимо!

Важность дифдиагностики

При выявлении аутизма важно различать, его от других расстройств, например, проблем со слухом или зрением, отставанием развития, или нарушением речи. Есть определенные заболевания, которые могут напоминать аутизм, поэтому их нужно исключить, проведя малышу обследование. Оно может включать:

  • анализ крови и мочи
  • ЛОР-тесты – чтобы исключить проблемы с речью
  • тест на токсоплазмоз и цитомегаловирус
  • проверка слуха – чтобы исключить проблемы со слухом,
  • неврологические тесты – выполняются для исключения других неврологических расстройств
  • офтальмологические исследования – чтобы исключить проблемы со зрением,
  • генетическое или метаболическое тестирование – часто проводится родителями, чтобы исключить наследственный фактор.

Остеопатия при аутизме

Остеопатия – это безопасная, щадящая и эффективная форма лечения для детей всех возрастов, в том числе от нескольких недель. Важно понимать, что роды являются серьезным стрессом для новорожденного ребенка. При рождении новорожденного уровень адреналина в 20 раз выше, чем у взрослого человека во время сердечного приступа. Во время родов огромная сила сжатия действует на тело ребенка, когда матка толкает его к родовому каналу. При этом голова новорожденного находится под большим давлением, особенно если используются щипцы, вакуумный насос, если малыш крупный или имеет место многоплодная беременность.

Все это повышает риск травматизации ребенка при родах, и как следствие – становится провоцирующим фактором для аутизма, если имеет место генетическая предрасположенность. В подобных случаях мы рекомендуем воспользоваться помощью опытных остеопатов. Краниосакральная терапия (черепная остеопатия) включает очень мягкие манипуляции и сдавливание черепа для расслабления структуры соединительной ткани. Терапия улучшает кровообращение, кровоснабжение органов и работу нервной системы. Остеопатическое лечение у младенцев является мягким и безболезненным, но, тем не менее, отмечено значительной эффективностью. Остеопат использует мануальные методы, с помощью которых он вызывает глубокие изменения в организме ребенка. Благодаря такой обработке, опорно — двигательный аппарат, нервная, пищеварительная и иммунная система работает в максимально оптимальный образе.

Также стоит отметить высокую чувствительность аутичных детей к прикосновениям, что приводит к формированию эмоционального напряжения. Разблокировка такого напряжения позволяет существенно улучшить поведенческие навыки. Если аутизм не связан с отставанием в развитии, можете рассчитывать на весьма заметные результаты.

Аутизм у взрослых: симптомы, причины, лечение

В интернете довольно часто встречаются вопросы типа «аутизм – что это за болезнь» и «как проявляется аутизм». Данная патология выделена в отдельное заболевание сравнительно недавно, поэтому у многих людей отсутствует информация о его особенностях, причинах развития, возможных последствиях и мерах профилактики.

Существуют три определения данной патологии, взаимодополняющие друг друга:

  • аутизм – это расстройство психики. Суть аутизма состоит в нарушении социальных взаимодействий по причине возможного снижения когнитивных способностей;
  • аутизм – нарушение по своей природе неврологическое;
  • аутизм – врожденное заболевание, возникающее на основе генетической предрасположенности.

Генетическая природа заболевания проявляется в том, что аутизм у детей, признаки и симптомы которого зависят от множества факторов, диагностируют чаще у малышей до 3 лет. Ранний аутизм у детей выражается в эмоциональных и поведенческих нарушениях. Аутизм у взрослых проявляется несколько иначе, чем проявляется данная патология у детей, но при этом имеется много общего, в том числе в области социальной дезадаптации.

В тех случаях, когда аутизм у взрослых диагностируется впервые, вполне вероятно, что патология присутствовала в детском возрасте, но не была своевременно выявлена. В большинстве случаев речь идет об атипичной форме заболевания или о легкой форме, которые были не замечены у детей, но развились на фоне переживаний, стрессовых ситуаций или гормональных изменений в подростковом возрасте.

Если аутизм у детей могут диагностировать педиатры, к которым обратятся родители, заметившие странности в поведении ребенка, то симптомы у взрослых чаще всего приписывают сезонной депрессии или переутомлению, в результате чего помощь больным своевременно не оказывается.

У взрослых данная патология встречается чаще у мужчин, чем у женщин, примерно в 5 раз.

Формы патологии

Аутизм у взрослых современные медики разделили на несколько направлений:

  • синдром Каннера или собственно аутизм с наличием полного спектра симптомов: асоциальность, атрофия речевого аппарата, неразвитость важных нервных структур, средний уровень интеллекта или тяжелая умственная отсталость. Самостоятельно жить такие люди не могут, поэтому в большинстве случаев их помещают в специализированные медицинские учреждения;
  • синдром Аспергера (патология проявляется в облегченной форме). Когнитивные и речевые способности присутствуют. Даже при условии проблем с социализацией и общением люди могут стать полноценными членами общества;
  • синдром Ретта, представляющий собой передающееся по женской линии хроническое психоневрологическое заболевание. Проявляется патология не ранее одного года. Больные с синдромом Ретта стремительно регрессируют и доживают максимум до 30 лет, поэтому взрослых женщин с таким заболеванием немного;
  • атипичная или комбинированная форма устанавливается при невозможности идентификации конкретной формы заболевания.
Читайте также  Антисептик для рук: трудности выбора

Особенности заболевания у взрослых

Синдром аутизма Аспрегера у взрослых встречается довольно часто. Появившиеся в детстве симптомы могут сохраниться или трансформироваться, изменить степень выраженности. Развитие аутизма во взрослом возрасте обычно приводит к появлению атипичной формы с небольшой степенью выраженности или проявлением не всех симптомов. Синдром Аспергера был определен у многих талантливых программистов, писателей, ученых. Синдром Ретта является результатом изменений, сформировавшихся в детстве, прогресс которых приводит к деформациям костно-мышечной системы и умственной отсталости.

Нередко аутизм у взрослых, признаки которого зависят от степени проявления патологии, остается не диагностированным. Обидчивость и зависимость от чужого мнения пациентов списывают на особенности характера, результатом чего может быть переход заболевания в тяжелую форму. Своевременная диагностика и качественное лечение позволяют больному успешно справляться со многими проблемами.

Классификация заболевания у взрослых

Психологи выделяют пять групп патологии:

  • в первую группу входят пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром. Представителям данной группы ставится диагноз аутизма и инвалидности;
  • во вторую группу входят больные, общающиеся с окружающим миром исключительно по собственной инициативе;
  • в третью группу входят взрослые, не принимающие нормы и взгляды общества;
  • в четвертую группу входят люди несамостоятельные, не умеющие справляться с проблемами, обидчивые. Диагностировать патологию может только психиатр;
  • в пятую группу входят люди с диагнозом легкий аутизм и уровнем интеллекта выше среднего.

Симптомы и признаки аутизма у взрослых

Признаки аутизма у взрослых людей проявляются по-разному, но наиболее часто встречающимися являются:

  • сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими, отсутствие эмоций при общении;
  • снижение мимической активности лица;
  • очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами. Взрослые аутисты часто отводят глаза;
  • проявляются чрезмерная раздражительность или апатия, вспышки гнева, черты характера, которые ранее отсутствовали;
  • человек перестает испытывать чувство вины и другие эмоции по отношению к окружающим;
  • сфера интересов предельно сужается, человек словно выпадает из реальности;
  • появляется привычка многократно повторять фразы или слова, движения.

Если признаки аутизма замечены своевременно и больной обратился за помощью к медикам, развитие патологии удается успешно купировать.

Причины возникновения

Проявляется у взрослых аутизм, симптомы которого могут иметь различную интенсивность, в результате генетических мутаций, определивших особенности функционирования нервной системы. Возникновение аутизма во взрослом возрасте может быть сопряжено различными внешними воздействиями (инфекциями, стрессами, переутомлением и пр.). Точные причины аутизма до сих пор не установлены, но современные ученые все чаще называют аутизм у детей генетическим заболеванием, которое развивается под воздействием различных негативных факторов.

Основные не генетические причины аутизма таковы:

  • нарушение обмена веществ и неподходящий рацион;
  • прием беременными лекарств при угрозе выкидыша;
  • нарушения костного развития;
  • нарушения мозговой деятельности;
  • попадание в организм опасных веществ и пр.

Ученые считают, что в большинстве случаев аутизм, причины возникновения которого зависят от внешних факторов, прогрессирует при условии пребывания человека в неблагоприятной психологической обстановке и при сильном физическом перенапряжении.

Факторы риска

Расстройство аутистического спектра или аутизм, симптомы которого зависят от состояния здоровья больного, быстрее прогрессирует, если присутствуют следующие факторы риска:

  • вирусное заболевание (грипп);
  • интоксикации;
  • лихорадка;
  • антибиотикотерапия;
  • нарушения иммунной системы;
  • отравления.

В числе причин, вследствие которых развивается аутизм у детей, признаки которого несколько отличаются от симптомов патологии у взрослых, медики называют:

  • проблемные или тяжелые роды;
  • прием лекарств беременной;
  • инфицирование во время вынашивания ребенка;
  • астма, гиперемия, ожирение или истощение матери во время вынашивания плода.

Когда следует обратиться к врачу

У взрослых людей лечит аутизм врач психотерапевт. При необходимости специалист может направить к психиатру или другому специалисту. Обратиться за медицинской помощью следует при наличии таких признаков:

  • отсутствие желания общаться с окружающими, в том числе с близкими;
  • отсутствие желания участвовать в групповых занятиях, в общих беседах;
  • появились пассивность или раздражительность;
  • полное игнорирование событий в своей жизни и в жизни близких;
  • появились стереотипные движения, тенденция повторять фразы;
  • утрачивается чувство реального времени.

Больные аутизмом могут не осознавать проблемы. В таких случаях к врачам рекомендуется обратиться родственникам.

АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в Москве предлагает услуги квалифицированных психотерапевтов в области лечения аутизма. Расположена клиника по адресу 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в 5 минутах ходьбы от метро Маяковская. Высокая квалификация специалистов-психотерапевтов и применение современных методов лечения позволяют пациентам быть уверенными в успешности терапии.

Диагностика аутизма

Диагноз аутизм взрослым людям ставит квалифицированный врач на основе данных анамнеза, опроса и результатов инструментального обследования. Инструментальное обследование (электроэнцефалография) позволяет исключить вероятность сопутствующих патологий и провести дифференциальную диагностику. Дифференциальная диагностика аутизма во взрослом возрасте проводится при подозрениях на шизофрению или депрессивные расстройства.

Наиболее часто применяемыми диагностическими методами являются:

Назначаются также консультации психиатра, невролога, сурдолога. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), расположенная в центральном округе в двух шагах от метро «Маяковская», «Чеховская», «Новослободская» располагает новейшим лабораторным и диагностическим оборудование для проведения всестороннего обследования.

Лечение

Лечение аутизма у взрослых предусматривает применение различных методик. Заболевание аутизм хорошо поддается лечению терапевтическими методами, целью которых является формирование внутреннего равновесия и снижения уровня стресса.

Медикаментозное лечение аутизма назначается в случаях, когда состояние больного требует коррекции, и включает ряд препаратов:

  • транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, ноотропы;
  • противосудорожные;
  • стимуляторы.

При заболевании аутизма терапия психологическая при правильном выборе методики позволяет значительно повысить адаптацию пациента в социуме. Люди с аутизмом успешно справляются с болезнью при своевременном обращении за помощью.

Как записаться к психотерапевту

Чтобы записаться на прием к психотерапевту в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), можно воспользоваться любым из следующих способов:

  • онлайн-формой на сайте;
  • по телефону +7 (495) 775-73-60.
  • Вызвать скорую помощь можно по телефону +7 (495) 229-00-03.

Клиника находится в центре Москвы по адресу переулок 2-й Тверской-Ямской, дом 10 (станции метро Маяковская, Тверская, Чеховская, Белорусская).

Аутизм: что это за болезнь, симптомы и причины развития заболевания

В этой статье попробуем разобраться, лечится ли аутизм, что это за болезнь, симптомы и причины развития заболевания. Это психическое заболевание на устах у ученых уже многие годы, но по сей день многое в нем остается непонятным. Итак, по порядку:

Что такое аутизм?

Аутизм – это заболевание нервной системы, которое диагностируется в большинстве случаев в возрасте раннего детства. Проявляется болезнь у деток нежеланием идти на контакт с кем бы то ни было, повторяющимися действиями ребенка и задержкой в развитии. Мальчишки болеют аутизмом чаще, чем девчонки, на планете страдают этим заболевание порядка 2 % детей. Во взрослом возрасте аутизм практически не проявляется, если в детстве не было его признаков.

При этом в последние годы больных становится все больше, но связано ли это с распространением болезни или с уточненной диагностикой пока не ясно. Термин «аутизм» переводится как «в себе», что подчеркивает направленность ребенка в свой внутренний мир и резкую реакцию на вмешательство мира снаружи.

Симптоматика

Детский аутизм неизбежно проявляется некоторыми симптомами. Стоит обратиться к врачу, если ваш ребенок:

  • Избегает зрительного контакта;
  • Реагирует слишком активно на небольшие раздражители типа шума или света;
  • Не разговаривает;
  • Часто истерит;
  • Слишком активный или, наоборот, чересчур пассивный;
  • Выстраивает предметы в линейку по много раз;
  • Не играет с другими детками;
  • Негативно реагирует на тактильность.

При этом симптомы необходимо рассматривать вкупе, то есть сама по себе активность ребенка ни в коем случае не говорит о его психических отклонениях, а вот если вы заметили наличие нескольких пунктов – это повод насторожиться. Важно помнить, что поставить диагноз аутизм, что это за болезнь, симптомы и причины развития заболевания, может поставить и рассказать только специалист должной квалификации.

Часто выделяют три группы наиболее важных признаков наличия у ребенка заболевания, которые представлены ниже.

Проблемы социализации

Дети, даже еще очень маленькие, постепенно социализируются в обществе. Зрительный контакт, реакция на звуки, на мамин или папин голос, прикосновения и улыбки – то, что малышу в его годы свойственно. Если чувствуется отстраненность малыша, нарушается контакт с родителями в столь юном возрасте, когда ребенку такие проявления заботы и общения просто необходимы, – это тревожный знак.

Совсем маленькие дети часто используют жесты для того, чтобы что-то получить, в случае же с больным ребенком все происходит так же, но при этом он не стремится завладеть вниманием родителя. Считается, что аутичный ребенок из-за нарушений не может воспринимать картинку цельно, он видит человека или игрушку как бы разрозненно, как набор частей тела или деталек. Он не понимает эмоции других людей, да и его эмоции не поддаются пониманию: к примеру, он может смеяться без повода, или, наоборот, не реагировать, когда родители его смешат.

Уже к 2 годам дети начинают искать сверстников, активно знакомиться и играть с ними, малыш с синдромом аутизма такого интереса не проявляет, ему комфортно внутри себя и любые попытки с ним познакомиться он воспринимает как надоедливое вторжение на свою территорию, он может не обращать своего внимания на других или воспринимать их как неодушевленные предметы.

Читайте также  Эндометриоз - причины, симптомы, диагностика, лечение

Если игра все же началась, ребенку сложно адаптироваться, он не может играть по ролям, как это часто бывает в детстве, ему гораздо комфортнее заострить внимание на детали какой-либо игрушки, например расчесывание куклы или раскручивание колеса машинки. Важно помнить, что это не разовое действие, а повторяемое из раза в раз.

Такие детки не реагируют на эмоции родителей, никак не показывают свою к ним привязанность, одно время даже считалось, что в отношении аутистов такой привязанности и вовсе нет. В настоящее время доказано, что это не так, ребенок просто никак не показывает свое отношение к происходящему, если его оставят в детском саду, он не будет хватать маму за руки и просить, чтобы она не уходила, но чувствовать будет ту же тревогу, что и здоровый ребенок.

Проблемы с речью

В зависимости от формы тяжести заболевания ребенок либо плохо разговаривает, либо не разговаривает вовсе. К пятилетнему возрасту явно видны такие проблемы. Речь, даже если она присутствует, как правило, скудна и логически не связана, малыш не пытается построить предложение так, чтобы его поняли, он вполне может обходиться некоторым набором слов-глаголов, типа, кушать, спать, пить и так далее. О себе такой ребенок может говорить, как о постороннем, он не реагирует на свое имя, не задает родителям вопросов, свойственных возрасту почемучки, одну и ту же фразу может повторять сотни раз без остановки.

Интересно, что при аутизме происходит с интеллектом ребенка. Во многих случаях имеет место быть некоторая умственная отсталость, но аутизм также может проявляться в такой форме, когда ребенок выдает блестящие познания по одному предмету и катастрофически малые по остальным. Такими рождались гении, которых помнят веками, например, Ван Гог, Эйнштейн, Леонардо да Винчи.

Ритуальность в поведении

Дети-аутисты часто как будто зацикливаются на одном простом занятии, повторяя его вновь и вновь, к примеру, ребенок может часами собирать пирамидку или кубики и отвлечь его от этого занятия невозможно. Для такого ребенка все должно быть предсказуемым, тогда он чувствует себя в безопасности, каждый день он начинает одинаково, гуляет в одних и тех же места в строгой последовательности, если что-то нарушает привычный круг вещей, ребенок уходит в себя или агрессивно протестует.

В непривычной обстановке малыш начинает делать однообразные движения и повторять их великое множество раз, например, топать ножкой или хлопать по коленке, может раскачиваться из стороны в сторону. Для такого ребенка крайне важна упорядоченность во всем. Однако важно помнить, что аутизм – это болезнь, со своими причинами, симптомами, стадиями развития, поэтому ругать ребенка за такое поведение нельзя, это не приведет к результатам, а только усугубит болезнь.

Диагностика и лечение

Диагностировать заболевание может только врач, но первые проявления болезни, как правило, замечают родители, и чем раньше это произойдет, тем легче малышу будет впоследствии. Диагностика заболевания проводится несколькими способами, которые используются в комплексе:

  • Тестирования и опросы;
  • УЗИ;
  • ЭЭГ;
  • Проверка реакций, слуха и зрения.

До сих пор ученые бьются над тем, чтобы симптомы заболевания проявлялись раньше и причины возникновения болезни были более ясными, но на текущий момент есть однозначное мнение, что аутизм невозможно вылечить, однако за определенный срок можно облегчить жизнь ребенку и научить его жить в обществе. Самым главным лечением для ребенка с таким недугом становится любящая семья: ежедневные занятия с малышом, помощь психолога и дружественная атмосфера порой делает чудеса. Лечат аутизм несколькими способами:

  • Терапия поведения. При наблюдении за малышом устанавливается, что ему нравится и последовательно малыш награждается этим после того, как правильно сделает все, о чем его просят. Это может быть музыка. Игрушка, еда или что-то другое.
  • Занятия с логопедом. У большинства аутичных деток есть проблемы с речью, чем раньше родители начнут проводить логопедические занятия, тем быстрее речь малыша станет логичной и понятной.
  • Игры для социализации. Детям сложно играть с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и выполнять правила личной гигиены, родители для того, чтобы помочь, используют карточки с распорядком дня, так ребенок запоминает циклические действия и привыкает к ним.
  • Медикаментозное лечение. Здесь нужно быть осторожным, поскольку психика ребенка хрупка и любые успокоительные препараты могут надолго замкнуть ребенка в себе, что противопоказано при лечении аутизма. Принимаются препараты строго по назначению врача и только в случае необходимости.

Важно понимать, что запрос «аутизм: что это за болезнь, симптомы и причины развития заболевания» в интернете не ответит глубоко на все возникающие вопросы, однако общее видение проблемы получить таким образом можно.

Даже если вы заподозрили, что ребенок ведет себя как аутист, это еще не значит, что он болен, и совершенно не обязательно болен аутизмом: проблемы с речью могут быть вызваны нарушениями слуха, неусидчивость – гиперактивностью, а пассивность – меланхоличным характером, поэтому выводы о состоянии здоровья ребенка сможет сделать только квалифицированный доктор.

Аутизм

Аутизм возникает как следствие нарушения в развитии или работе головного мозга. Его главной характеристикой является всесторонний дефицит социального взаимодействия больного и отказ от общения. Обычно первые признаки аутизма проявляются у детей 2-летнего возраста. В большинстве случаев это заболевание врожденное. Медицинская классификация относит аутизм к болезням нервной системы, но существует и мнение о том, что аутизм не заболевание, а особое состояние в развитии. Заболевание диагностируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Признаки аутизма врачи могут увидеть во время исследования головного мозга ребенка, но установить, почему они возникли, невозможно. Признаки атизма у детей могут отмечаться в самом раннем возрасте, в этот период ребенку ещё можно помочь выработать навыки самообслуживания, общения и социального взаимодействия, но лечения от аутизма не существует.

Причины аутизма у детей

Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:

  • генетическая предрасположенность;
  • мутации плода во время беременности;
  • последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
  • черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
  • расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
  • нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
  • нарушения взаимодействия полушарий мозга;
  • неправильный обмен серотонина в организме;
  • хромосомные нарушения на стадии развития плода;
  • врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.

Может ли проявиться аутизм у взрослых?

Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при достижении аутистом зрелого возраста.

Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм — это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга. Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни. Но существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте. Причиной может стать:

  • хроническая депрессия;
  • психические заболевания;
  • черепно-мозговые травмы.

Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.

Виды аутизма и его классификации

Существует пять классических видов проявления аутизма. Все они относятся к одному заболеванию, но разбиты на группы по характеру проявлений и степени отсутствия взаимодействия с внешним миром. Выделяют следующие группы пациентов, страдающих аутизмом:

  • первая – пациенты отказываются взаимодействовать с внешним миром, контакты практически сведены к нулю;
  • вторая – люди замкнуты в себе, могут посвящать всё время одному и тому же занятию. Забывают о необходимости сна или отдыха и не испытывают такого желания даже при длительном бодрствовании;
  • третья – люди, игнорирующие социальные порядки и нормы общества, поскольку не в состоянии их воспринимать;
  • четвертая – взрослые аутисты, которые не могут справляться со своими ежедневными проблемами. Склонны испытывать чувство обиды на окружающих;
  • пятая – взрослые аутисты с высоким уровнем интеллекта, которые предпринимают успешную попытку социализации и адаптируются в обществе. Могут взаимодействовать с окружающими практически на равных, способны обучаться, осваивать профессии и работать в областях, связанных с умственным трудом.

В последней группе аутистов периодически встречаются люди с проявлением «гена гениальности». Его активизация связана с процессами, происходящими в мозгу человека, больного аутизмом. Такие люди могут достигать очень больших успехов в различных областях науки и профессиональных сферах. Но их взаимодействие с миром часто осложняется социальными рамками и непониманием со стороны близких.

Родственники и окружение пациентов нередко сами ухудшают состояние больного, неправильно общаясь с ним и унижая. Для налаживания контакта между родственниками и аутистом создаются специальные курсы, на которых можно не только найти способ общения с больным, но и обучить его необходимым навыкам самообслуживания. Эффективность таких курсов во многом зависит от состояния пациента и формы проявления заболевания.

Разновидности аутизма

Кроме разделения признаков аутизма по степени проявления на группы, существует и другая классификация. В России в 1987 году была разработана схема, разбивающая все проявления аутизма на 7 типов по причине возникновения:

  • аутическая психопатия Аспергера;
  • синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера;
  • аутизм, вызванный аберрациями хромосом;
  • аутизм, возникший по причине наличия синдрома Ретта;
  • эндогенный и приступообразный аутизм, вызванный шизофренией;
  • резидуально-органическое состояние организма больного;
  • аутизм неизвестного происхождения.

Эта система впоследствии позволила объединить известные причины аутизма и его виды под общей аббревиатурой РАС (расстройства аутического спектра).

Особенности аутизма у детей

Согласно РАС, следует различать виды аутизма по проявлениям определенного синдрома или состояния. Каждый из пунктов этой классификации обладает различным набором симптомов и разным прогнозом, но наиболее показательны следующие группы:

Читайте также  Галега - лечебные свойства и применение в медицине

Детский аутизм

В этот пункт включают синдром Каннера, аутическое расстройство и инфантильные виды аутизма. Симптомы этой группы отклонений проявляются в возрасте от 1 до 3 лет. Для синдрома Каннера и подобных ему состояний характерны такие признаки:

  • невозможность установления взаимоотношений с окружающими людьми с раннего возраста;
  • недостаточное использование речи для коммуникации;
  • игнорирование внешних раздражителей вплоть до болевого воздействия;
  • «феномен тождества» — страх изменений в окружении;
  • задержка развития собственного «я»;
  • эхолалии непосредственного и отставленного типа;
  • стереотипные игры.

Синдром Ретта

Симптомы аутизма начинают проявляться у детей до 3 лет. Затруднением при диагностировании является отсутствие более ранних признаков задержки в развитии ребенка, поскольку заболевание в подавляющем большинстве случаев проявляется на фоне нормального развития. При синдроме Ретта характерны такие признаки:

  • отрешенность ребенка;
  • приостанавливается или останавливается развитие речи;
  • теряются уже приобретенные навыки;
  • за 3-6 месяцев ребенок полностью теряет приобретенный речевой запас;
  • утрачивается способность удержать в руке предмет;
  • расстройство дыхания;
  • эпилептиформные приступы;
  • прогрессирующий распад моторных навыков;
  • развитие серьезных нарушений в двигательной функции;
  • утрата тонуса мышц.

Синдром Ретта относится к наиболее тяжелым проявлениям РАС. Он не поддается коррекции, и к 5-6 годам жизни симптомы синдрома у ребенка сходны с последствиями последнего этапа тяжелых органических болезней ЦНС.

Синдром Аспергера

При этом синдроме у детей хорошо сохраняется логическое мышление, развито нестандартное восприятие себя и окружающего мира, но наблюдается неустойчивость активного и пассивного внимания. К другим признакам наличия этого синдрома можно отнести:

  • нарушения коммуникативной функции;
  • стереотипные интересы и поведение;
  • импульсивность в поведении;
  • взгляд направлен «внутрь себя»;
  • привязанность к привычному окружающему пространству.

Многие симптомы этого синдрома сходны с болезнью Каннера. Но при этой форме нет значительных задержек в развитии речи и когнитивном сознании.

Атипичный аутизм

Что такое аутизм атипичного вида и как он проявляется,невозможно сказать наверняка. Внешние симптомы этого заболевания сходны с синдромом Каннера, однако, отсутствуют все диагностические критерии. Такое состояние характерно для взрослых и чаще всего развивается на фоне умственной отсталости или сопутствующих заболеваний и трудностей на различных этапах развития. Для атипичного аутизма характерны:

  • возникновение после 3-х лет;
  • значительные нарушения социального взаимодействия больного и окружающих;
  • стереотипное и ограниченное поведение, которое повторяется с определенной периодичностью.

Расстройство аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика

Что такое расстройство аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

В МКБ-10 расстройства аутистического спектра не выделены в отдельную категорию, но они входят в раздел: Общие расстройства психологического развития (F84). В новой версии классификатора (МКБ-11) для РАС введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».

Основные причины развития

Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.

К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.

Есть и другие причины РАС:

  • Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы, фенилкетонурии.
  • Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
  • Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.

Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Был выявлен определенный перечень потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопной трубы автомобилей. Но пока не доказано точная связь этих веществ и развития РАС.

Классификация расстройств аутистического спектра

В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:

  • Аутизм. Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии.
  • Синдром Аспергера. Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.
  • Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек. Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
  • Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
  • Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.

Проявления расстройств аутистического спектра

РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.

У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.

Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.

К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:

  • Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.
  • Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.
  • Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.
  • Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т.д.).
  • Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
  • Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т.д.
  • Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.

Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.

Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведенияребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т.д.

Как правило, используются следующие средства диагностики:

  • Тесты со специальными опросниками.
  • Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, т.к. аутистическое расстройство может сопровождаться эпилептическими припадками.
  • Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить аномалии строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС.
  • Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.

Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.

В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:

  • У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
  • Он не любит любые перемены в своей жизни. Испытывает дискомфорт при смене привычной для него ситуации, предпочитая выполнять монотонные и хорошо знакомые ему действия. Отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового.
  • Игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
  • Ребенок избегает зрительного контакта, испытывает раздражение при повышении голоса и любых прикосновений к нему.