Дети из неполных семей вырастают психологически неполноценными

Дети из неполных семей вырастают психологически неполноценными

В настоящее время существует проблема неполной семьи. И это не только мать одиночка или разведенка. Проблема состоит в том, что воспитанием детей занимаются в основном только мамы. К чему же может привести воспитание ребенка без участия отца?

Что такое семья в современном мире?

В идеальной семье должны быть и отец, который будет строг и требователен, и ласковая, добрая мама. Если верить педагогическим и психологическим учебникам, то лишь в такой семье вырастает честный, духовно и физически развитый ребенок.

Однако сегодня все чаще встречаются семьи, где мать воспитывает ребенка одна (и неважно по какой причине). Кроме того бывают семьи, в которых муж часто напивается. В этом случае воспитание ребенка также ложится на плечи матери.

Основа отношений в семье это кровные родственники. Однако в современном мире такого родства оказывается все меньше, так ка в неполной семье есть лишь один родитель (чаще всего мама) и один либо несколько детей несовершеннолетнего возраста.

Проблемы воспитания в неполных семьях

Поскольку в неполной семье лишь один родитель, то на его плечи ложатся и финансовые и бытовые трудности. К тому же нужно воспитывать детей и за отца, и за мать. Сочетать эти миссии достаточно сложно. Это является причиной того, что в таких семьях финансово-бытовые сложности или нехватка воспитания. Воспитание ребенка в такой семье чревато следующими трудностями:

Чаще всего в такой семье болезненно переживают утрату одного из родителей (зачастую причиной является развод и уход папы). Мама плохо скрывает собственные эмоции и может невольно перенести их на совместных детей. Но бывает и так: в попытке заменить ребенку недостающего отца, мать окружает детей чрезмерной заботой. Это может негативно отразиться на формировании индивидуальности детей.

Противоречивое психосексуальное развитие

При наличии только одного родителя дети могут вырасти неполноценными, ведь им не хватает образца для подражания. В этом случае мальчикам не достает отца и он бессознательно копирует поведение матери. А девочкам мать замещает отсутствующего папу и себя саму. Результатом становится двойственное психосексуальное формирование личности. (По статистике большая часть людей нетрадиционной ориентации воспитывались в неполной семье).

Плохая успеваемость в школе

Согласно статистике, в неполных семьях у детей достаточно низкая успеваемость в школе. Вероятно, это связано с психологическими моментами, недостаточной уверенностью в себе и плохой социализированностью.

Возможные трудности у детей из неполной семьи

Согласно статистике с детьми из семей без биологических отцов могут быть такие трудности:

  • Повышенная возможность эмоциональных либо умственных расстройств.
  • Чаще встречаются трудности в учебе.
  • Сложнее строятся взаимоотношения с окружающими.
  • Дети из неполной семьи более подвержены физическому, эмоциональному либо сексуальному насилию.
  • Чаще сбегают из дома.
  • Большая возможность проявления наркотической зависимости.
  • Зачастую начинают употреблять алкоголь и курить.
  • Часто прогуливают уроки.
  • Зачастую прекращают учиться в возрасте 16 лет.
  • Чаще сталкиваются с проблемами эмоционального и психологического характера.
  • Часто болеют.

Как быть родителям-одиночкам?

Что же порекомендовать родителям, которые растят детей в одиночку:

  • Не следует окутывать ребенка излишней опекой. Старайтесь воспитывать его, как и прежде, а не вести контроль за любым шагом. Пусть ребенок почувствует себя хоть немного самостоятельным.
  • Если ребенок попал в сложную ситуацию, не давайте ему готового решения выхода из нее. Лучше обсудите с ним создавшуюся проблему и найдите совместное решение проблемы.
  • Не забывайте хвалить ребенка за достижение каких-либо успехов, но не стоит слишком усердствовать.
  • К ребенку следует относиться с нежностью, и одновременно с необходимой строгостью.
  • Если возникают проблемы, с которыми вы не в состоянии разобраться самостоятельно, обратитесь за помощью психолога.
  • Общайтесь с ребенком и внимательно выслушивайте. Ребенок должен чувствовать, что его понимают и слышат, тогда взаимоотношения в семье будут доверительными.
  • Не стоит запрещать ребенку вспоминать о минувших днях и встречаться с отсутствующим родителем.
  • Старайтесь не прерывать общение своей семьи с окружающими, это поможет ребенку без труда общаться со знакомыми.
  • Обзаведитесь новыми отношениями, может быть, даже вступите в повторный брак. Это поможет вернуть жизнь полноценной семьи.

Однако все перечисленные трудности в неполных семьях не свидетельствуют о том, что ребенок, воспитанный в такой семье, обязательно вырастет необразованным и с уголовными наклонностями. Чаще всего бывает даже наоборот – дети, которые выросли в неполной семье, оказываются более успешными и интеллектуально развитыми.

Проблемы неполных семей – помощь психолога

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Николаевич Толстой. Именно это изречение вспоминается при анализе неблагополучных семей. Но если рассматривать не все неблагополучные семьи, а только одну подгруппу, например, неполные семьи, то можно выделить общие проблемы для каждой семьи. К слову, неполная семья необязательно становится неблагополучной, но обо всем по порядку.

Что такое неполная семья

Неполная семья – нуклеарная семья, которая состоит из одного родителя и детей. В России неполная семья чаще состоит из матери и детей. Семьи становятся неполными по двум причинам:

  • развод родителей;
  • смерть одного из супругов.

Социологи и психологи выделяют третий фактор – рождение ребенка вне брака. По сути, до родов семьи не было, потому сложно назвать это причиной, скорее предпосылка. Но специалисты ставят ее на второе место по влиятельности (первое – разводы). Особое место среди внебрачной рождаемости отведено родам несовершеннолетних матерей.

Еще одна значимая предпосылка возникновения неполных семей – рождение детей «для себя», что вызвано эмансипацией женщин.

Неполные семьи отличаются по типу отношений, всего их четыре:

  1. Мать не говорит об отце, делает вид, что его никогда и не было.
  2. Мать старается обесценить отца, выставить в плохом свете в глазах детей.
  3. Мать говорит об отце как об обычном человеке со своими достоинствами и недостатками.
  4. Если отец не ушел, а погиб, то чаще встречается идеализация его образа.

Лучший вариант – рассказать детям все как было, как есть. Не нужно навязывать им свое отношение к ушедшему супругу, свое видение и понимание ситуации. Дети вырастут и сами сделают выводы.

Не так давно западные ученые ввели новый термин – бинуклеарная семья. Так называют союзы, которые распались как брак, но сохранились как семья. То есть супруги поддерживают между собой нормальные отношения, один из них хочет видеться с детьми, а другой позволяет это делать в любое время. Специалисты считают, что такие семьи неполными являются только формально.

Хочу продолжить теорию ученых и отметить, что у нас встречаются формально полные семьи, но неполные и неблагополучные фактически, внутри семьи. Потому деление семей получается условным, как и связь состава семьи с проблемами, которые мы рассмотрим дальше.

Проблемы неполных семей

Неполные семьи сталкиваются со следующими трудностями:

  • Малообеспеченность. Один источник дохода или пособие по уходу за ребенком и другие государственные выплаты (зависит от ситуации) не всегда могут удовлетворить даже первичные нужды всех членов семьи.
  • Проблемы с трудоустройством. Этот пункт во многом зависит от возраста ребенка, но, как правило, родителю нужна работа рядом с домом, высокой оплатой труда, гибким графиком, без ночных смен и командировок.
  • Детская безнадзорность. Найти работу, соответствующую такому описанию непросто, из чего вытекает третья проблема неполных семей – безнадзорность детей.
  • Чувство неполноценности, угнетенности у детей и родителя.
  • Травля со стороны сверстников в школе, детском саду, на улице.
  • Чувство вины у родителя, которое превращается в гиперопеку. И чувство вины у детей, если они видят в себе причину распада семьи.

Таким образом, неполные семьи сталкиваются с социально-экономическими и психолого-педагогическими проблемами. Ситуация усугубляется еще больше, если у кого-то из членов семьи есть проблемы со здоровьем или инвалидность.

Проблемы неполных семей можно рассматривать не только обобщенно, но и отдельно с точки зрения развития детей и с позиции родителя.

Личные проблемы родителя

Если другой родитель не участвует в жизни ребенка, то родителю, живущему с детьми, приходится играть роль и матери, и отца. Быть одновременно заботливым, но требовательным, мягким, но строгим. Обычно за дисциплину и подчинение авторитету отвечает отец, а за нежность, заботу и ласку – мать. В неполной семье все ложится на плечи одного человека.

Усталость, раздражение, эмоциональные перепады, давление общества мешают матери. Из-за непростых условий даже благие воспитательные намерения иногда вредят детям. Или мать не может воспитывать детей так, как она бы этого хотела, как должна в своем понимании.

Все это предпосылки депрессии, нервного срыва, невроза, расстройства. Нельзя растворяться в детях или работе, нужно уделять время себе, найти группу поддержки.

Дети из неполных семей

Каждая пятая российская семья с несовершеннолетними детьми является неполной. Дети страдают от последствий воспитания в неполной семье:

  • проблемы с полоролевой идентификацией;
  • девиации;
  • трудности в отношениях с мачехой или отчимом;
  • проблемы со здоровьем.

Полоролевая идентификация

Главная проблема детей из неполных семей – трудности в полоролевой идентификации и сексуальной ориентации. Отношения родителей – образец отношений мужчины и женщины. В будущем в собственных отношениях дети ориентируются на этот пример.

У детей из неполных семей наблюдается скудный набор представлений о поведении мужчины и женщины в той или иной ситуации. Из-за этого в их семьях возникают противоречия, недопонимание, конфликты, разлады и разводы.

На развитие женственности у девочек и мужества у мальчиков влияют первые пять лет жизни ребенка. Чем дольше в этот период не было ролевого образца (необязательно наличие родного отца или матери), тем хуже последствия.

Чаще неполные семьи состоят из матери и детей. Давайте рассмотрим последствия воспитания без мужского примера.

Девушки страдают от неуверенности в отношениях с мужчинами, становятся жертвами, попадают в зависимости или ведут беспорядочную сексуальную жизнь. Американский психолог Мэвис Хетерингтон, посвятивший всю карьеру изучению неполных семей, в одном из исследований определил, что девочки, чей отец погиб, ведут себя сдержанно с мужчинами, избегают контакта. Девушки, чей отец ушел из семьи, наоборот предрасположены к контакту, флирту, общению.

Читайте также  Ожирение по женскому типу

Что характерно для мальчиков:

  • преобладание женских черт;
  • агрессивность;
  • склонность к зависимостям;
  • нарочитая мужественность, агрессия и жесткость как форма гиперкомпенсации.

Мальчики с тремя первыми признаками нередко становятся жертвами издевательств. Мальчики с реакцией гиперкомпенсации становятся агрессорами, хулиганами, девиантами. Из-за отсутствия примера они решают действовать от противного или выбирают другие образцы мужского поведения, к сожалению, часто негативные.

Заметны и личностные психофизиологические изменения. Психологи из Лейпцигского университета провели исследование среди взрослых мужчин и женщин, выросших в неполных семьях. Вот что удалось выяснить:

  • Мужчины страдают от повышенной усталости, недоверия к миру, депрессивных расстройств.
  • У женщин наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания, слабость, нервное истощение.

Как мужчины, так и женщины подвержены стрессу, неврозам. У них наблюдается слабый самоконтроль, склонность к зависимостям, самоубийствам и смертям от передозировки.

Девиантное поведение

Нарушение школьной дисциплины, драки, зависимости, бродяжничество – примеры девиаций у детей из неполных семей. У девочек чаще наблюдается алкогольная зависимость и сексуальная распущенность, а у мальчиков – преступное поведение, алкоголизм. Подробнее об этом читайте в статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

«Новый папа» или «новая мама»

Третья по популярности детская проблема – взаимоотношения с «новым папой», «новой мамой» или периодически приходящими и уходящими личностями. Это тема для другого разговора, но в рамках нашей статьи стоит отметить, что последствия могут быть разными: от благополучных, когда семья становится полной, до неблагополучных последствий типа конфликтов, скандалов, насилия, жестокости.

Проблемы со здоровьем

Педиатры отмечают, что дети из неполных семей чаще страдают острыми и хроническими заболеваниями. К причинам врачи относят стресс на фоне распада семьи и ненадлежащий уход матери за ребенком, невнимательность (возможно, обусловленная занятостью). В неполных семьях чаще наблюдаются плохие санитарно-гигиенические условия, бытовая неустроенность, вредные привычки и самолечение.

Поддержка неполных семей

Поддержка неполных семей должна быть комплексной:

  • помощь службы занятости в трудоустройстве родителя;
  • помощь медицинских учреждений в обеспечении профилактических осмотров, патронажа;
  • помощь образовательных организаций в предоставлении льгот на питание, обучение;
  • помощь социальной службы и юристов в оформлении документов, получении пенсий, пособий, алиментов;
  • общение с другими неполными семьями, обмен опытом, поддержка, совместный отдых, взаимопомощь.

Большая роль отводится активности самой семьи. Нужно знать свои права, ознакомиться с нормативно-правовой базой, обратиться в социальную службу. Базовая поддержка неполных семей есть в каждом городе, для этого не нужно посещать платные консультации психолога или другого специалиста. А между тем принятие и подтверждение статуса неполной семьи, отстаивание прав может решить ряд проблем. Достаточно обратиться к социальным работникам, описать проблемы и трудности, попросить помощи – они направят, скоординируют.

Что касается психологической поддержки, то нужно обязательно найти единомышленников, людей с подобной ситуацией. Это нужно не только для общения и совместного досуга, но и для обмена опытом, а также взаимной помощи: посидеть с ребенком, отвезти детей в школу, встретить из школы. Если дети ходят в одно учебное заведение, то можно договориться с другими родителями и по очереди провожать детей (зависит от рабочего графика каждого родителя).

Что еще важно учесть родителям из неполных семей:

  • По возможности сохранить полноценное общение ребенка с обоими родителями.
  • По возможности поддерживать хорошие отношения с супругом. Ученые доказали, что конфликты между родителями негативно сказываются на состоянии ребенка, даже если тот может видеться с другим родителем. Ссоры бывших супругов нейтрализуют положительно влияние общения ребенка и родителя.
  • Поощрять детскую самостоятельность и инициативу, не привязывать детей к себе.
  • Не «отыгрываться» на детях, создавая из них идеального мужчину или женщину. Не проецировать на них свои отношения с супругом. Если вы видите причину развода в ребенке, или он раздражает вас тем, что очень похож на ушедшего супруга, то обратитесь к психологу. Это серьезная проблема.
  • Избегать гипер- и гипоопеки, воспитания по типу кумира семьи.

Хочу отметить, что неполный состав семьи – предпосылка, мощный фактор для возникновения проблем. Но только от родителя и других участников семьи зависит будущее.

Это особенно важно для создания будущего детей. Важно, чтобы ребенок, став взрослым, понял: прошлое не определяет его как человека, он не обязан повторять опыт родителей, он может создать счастливую полноценную семью и освоить в полной мере социальную и гендерную роль.

Трудности возникают не столько из-за ухода родителя, сколько из-за занятости второго супруга, дефицита внимания и любви, усталости оставшегося родителя, низкого социального статуса и плохого материального положения семьи. Если мать (отец) может решить финансовые вопросы, обратиться к друзьям и родным за поддержкой, уделять достаточно времени ребенку, построить новые полноценные здоровые отношения, то психолого-педагогических последствий неполной семьи можно избежать.

В то же время полная, но дисфункциональная семья, где один или оба родителя не справляются с обязанностями, играют несоответствующую роль, может стать причинной неблагополучия детей, социальных и психологических проблем в семье.

«Нет полных или неполных семей, есть семьи счастливые или несчастливые», – В. В. Леонов.

Проблема неполных семей.

Воспитание ребенка в неполноценной семье-очень трудная с психологической точки зрения задача.
Свой отпечаток накладывают, в первую очередь, материальные трудности. Но первостепенная проблема воспитания детей в неполных семьях состоит в сложностях с формированием верного мировоззрения. Давайте проанализируем нюансы, связанные с воспитанием ребенка в семье с одним родителем, а также предложим рекомендации относительно того, как и чем можно восполнить фактическое отсутствие родителей.
Ежегодно численность неполных семей неуклонно возрастает и достаточное число женщин осознанно рожают детей «для себя». Детям в подобных ячейках общества не хватает внимания и любви отца, по этой причине у них могут появляться проблемы психоэмоционального рода, трудности при контакте с ровесниками, а также с адаптацией в социуме.
Роль и участие отца и матери в воспитании ребенка после развода
Развод родителей.
Самый частый фактор появления неполных семей – развод родителей. В этой ситуации ребенок приобретает сложнейшую психологическую травму, как бы мать с отцом не старались её смягчить. Но большая часть отцов и матерей даже не задумываются об этом, забывая о важной роли родителей в воспитании детей – они погрязают в ссорах и обидах, забывая о ребенке как раз в момент, когда ему более всего нужна их помощь и любовь. После развода мать тут же делает попытки совместить роли матери и отца для своего чада, но это нереально. В полноценной семье обязанности разделены так, что только при взаимном действии обоих родителей можно прийти к равновесию, посредством которого воспитание происходит правильно.
Чем занята после развода мама? Она изо всех сил старается заменить несчастному чаду отца. Какие действия производит она, чтобы это осуществить? Она ведет себя подобно отцу, обращаясь с ребенком строго, жестко и требовательно. К чему приводит подобное перевоплощение? К тому, что ребенок, потерявший отца, теперь лишится и мамы. Любовь и ласка – это первостепенные потребности человека, которые никак не зависят от возраста, так как гарантируют уверенность в себе и доверие к обществу, а также, что очень важно, стимулируют нормальное эмоциональное и физическое состояние. Причастность мамы к воспитанию ребенка здесь самое важное.
Основная масса психологов полагают, что не нужно акцентировать внимание на неполных семьях как на чем-то из ряда вон выходящего. Воспитание в них идентично воспитанию в полных семьях, просто происходит с отсутствием матери или отца. Но здесь нужно понимать, что для правильного воспитания ребенка важен не сам существования полной семьи, а психологические характеристики человека, с которым остались дети.
Обычно в результате развода детей оставляют с мамой, и женщина должна нести помимо обязанностей матери, ещё и обязанности отца, если сам он не участвует в воспитании детей. Но она обязана помнить, что ее ребеночку нужна в первую очередь ласковая и любящая мама, и только потом – требовательный наставник.
Основные ошибки в воспитании детей после развода.
Внедрение в сознание ребенка установки о том, что папа нехороший, «потому что он его разлюбил». Мамам очень важно не забывать, что у детей подобная постановка вопроса может спровоцировать формирование ощущения ущербности, которое впоследствии отрицательно отразится на повзрослевшем сыне или дочери.
Запрет на общение отца с ребенком.
Само собой разумеется, что отец должен продолжать общаться с сыном или дочерью, но какова должна быть реакция матери, когда ребенок возвращается после этих встреч расстроенный от того, что папа после встречи не остаётся с ним, а тем более, если он к тому же уходит в другую семью? Как следствие, мама начинает запрещать такие встречи, а затем оба родителя, пытаясь компенсировать ребенку негативные переживания, начинают задаривать его игрушками. С течением времени ребенок учится извлекать свою выгоду из подобного инцидента, используя родителей в своих корыстных целях, затем у него формируются зачатки эгоиста, которые в будущем будет очень непросто изжить.
Появление нового папы.
Само собой, с появлением в семье нового мужчины должны быть согласны оба- и женщина, и ребенок. Нельзя против воли навязывать ребёнку постороннего человека, особенно если родной папа принимает активное участие в его воспитании. Понятно, что невозможно избежать психологических трудностей в семье, куда приходит новый член. Как, к примеру, относиться матери к ситуации, когда отчим повысит голос или закричит на ребенка, тем паче, если он прибегнет к телесному наказанию?
Потому, создавая семью с другим партнером, женщина должна иметь твердую уверенность в том, что члены обновлённой семьи смогут ужиться между собой, ведь следующей эмоциональной травмой для ребенка может стать не строгость отчима, а очередной развод мамы.
Как растить ребенка без отца чтобы исключить негативные последствия
Смерть отца
Довольно редко случающаяся ситуации, если ребенок маленький. В подобном случае мама так глубоко уходит в горе, что может совершенно забыть о ребенке. Лишь по прошествии какого-то времени она может вернуться к своим материнским обязанностям. При этом она толком не знает, как воспитывать ребенка без отца, так как ни эмоционально, ни психологически к такому не готова. Часто бывает ситуация, когда она запаздывает с решением этой проблемы. Самое основное в такой семье – в первые же дни построить отношения доверия между мамой и детьми, вместе справиться с горем, помогать друг другу и оказывать всяческую поддержку. Разумеется, что родственники должны прийти на помощь, женщине будет сложно в одиночку справляться со всеми делами в первое время. Но родственникам не нужно взваливать на себя все обязанности. Если отец погиб, но мать сумела правильно воспитать ребенка одна, он не будет ощущать себя неполноценным. Чтобы заранее исключить негативные результаты, необходимо быть предельно честной с ребенком.
Когда ребенок растёт без отца, большая опасность скрывается в излишней жалости и опеке со стороны матери. Мать должна сдерживать подобные порывы, поясняя ребёнку, что жизнь не остановилась, и ему надо самому побеждать трудности.
Воспитание ребенка матерью одиночкой: как правильно воспитать без отца
Если папа отсутствовал изначально, то нередко воспитание ребенка матерью одиночкой трансформируется в особый стимул её личностного роста. В последнее время женщины в плане карьеры лидируют впереди многих мужчин, они отлично обеспечены и без проблем могут содержать свою семью на должном уровне, посему не стремятся замуж, а просто рожают малыша «для себя». Но ребёнок всё равно однажды задаст вопрос: «А где мой папа?» Необходимо понимать, что семья «мама-ребенок» уже является полноценной семьей, но им необходима поддержка близких людей.
По мнению специалистов, детишки в подобных семьях либо чрезмерно эгоистичны, либо недостаточно уверены в себе. Семья из этой категории встречает те же проблемы, что и предшествующие. Но здесь существуют две особенности: первая – когда у матери возникают материальные проблемы, то ребенку не хватает её времени и внимания, необходимого ему, вторая – если проблем с деньгами нет, то есть шанс, что ребенок будет очень избалован.
Ребёнок, выросший в неполной семье, отличается от других детей по интеллектуальному развитию. Ученые установили любопытный факт, что отсутствие отца в семье больше всего влияет на способности и мальчиков и девочек к математике.
Проблема в воспитании ребенка в такой семье иногда проявляется и в том, что спустя некоторое время к женщине может прийти ощущение, что она приносит свою личную жизнь в жертву ради своего ребенка. Мама-одиночка пытается внушить малышу чувство благодарности за то, что она его родила и окружила любовью и заботой, хотя это является естественным для любой женщины. Подобным женщинам надо помнить, что иметь ребенка, растить его, наблюдать как он развивается и взрослеет, помогать формированию его личности – это великое благо и огромное счастье, доступное далеко не всем людям.
Воспитание ребенка без матери: её роль и участие в содержании
Воспитание ребенка без участия мамы — очень сложный процесс, так как самые обездоленные дети – это те, у кого нет мамы. Собственно говоря, папы и в полноценных семьях не всегда принимают активное участие в воспитании своих детей. Большая часть отцов, остающихся без жен, избирают два варианта выхода из данной ситуации: первый – ребенка отдают на воспитание бабушке, а отец продолжает вести обычную для него жизнь, вполне вероятно, что он заведет другую семью. Второй вариант – оставшись без супруги, мужчина начинает кидаться в крайности. Сына он старается держать в строгости, полагая, что только таким образом воспитывают настоящих мужчин, а ведь мальчику нужны ласка и нежность, которые давала ему мама. Дочь отец все время контролирует, а ей необходимы поддержка и понимание от отца.
Большое значение участия матери в процессе воспитания ребенка проявляется в создании у него начальных коммуникационных основ поведения. Рассмотрим негативные качества, которые могут быть приобретены детьми, воспитанными без участия мамы: они чаще, чем другие дети могут становиться капризными, упрямыми, истеричными, а может сложиться противоположная ситуация, когда ребенок закрыт для общения и неконтактен, всего боится. Такие дети чаще подвержены чувствам зависти и одиночества.
В особых случаях допуск матери к воспитанию ребенка определяется через суд и тут важно не втягивать маленького человека в войны между взрослыми.

Читайте также  Как правильно ухаживать за коленями

Проблемы детей из семей без отца
Следует заметить, что дети в неполных семьях, по наблюдениям педиатров, заболевают гораздо чаще остальных детей, у них раньше, чем у сверстников, проявляются склонности к употреблению алкоголя, наркотиков, табачных изделий. Но не нужно делать вывод, что такая семья априори неблагополучна. Нередко попадаются неблагополучные семьи, в которых имеются в наличии оба родителя.
Что нужно предпринять, чтобы сделать менее травмирующим для психики ребенка отсутствие матери или отца, чтобы он не чувствовал себя не таким, как другие?
Проблемы неполных семей хорошо известны и также придумано достаточно путей их решения.
Будьте другом своему ребенку, больше разговаривайте с ним, — во время прогулок, еды, игр.
Не скупитесь на похвалы, но не забывайте, что это нужно делать в меру и за определённые заслуги.
Не лгите. Раз уж ребенок хочет узнать какую-либо информацию о родителе, не живущем с ним, расскажите ему правду, но в соответствии с возрастом ребенка.
Не закидывайте ребенка дорогими подарками, лучше дарите ему больше своей любви и внимания.
Можно взять себе помощника – кого-то из близких родственников или друзей.
Больше уверенности в себе и в своих возможностях, поддерживайте ребенка своим позитивным и оптимистичным настроем!
И не забывайте: никогда нельзя отчаиваться, ведь проблемы всегда есть в любой семье. Главное – то, что ребенку необходимы оба родителя и одиноким мамам и папам не нужно стараться заменить собой всех разом. Поэтому взрослые должны изначально постараться избежать возникновения самой ситуации с необходимостью воспитания своего ребенка в неполной семье.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

Рубрика: Психология

Дата публикации: 07.04.2017 2017-04-07

Статья просмотрена: 1920 раз

Библиографическое описание:

Пономарев, П. А. Особенности психического развития детей в неполных семьях / П. А. Пономарев, Д. Е. Штильников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41660/ (дата обращения: 09.06.2021).

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Ключевые слова: семья, брак, развод, адаптация, неврозы

In this article, the concept of the family and the problems of raising children in single-parent families is considered, and the socio-psychological characteristics of the adaptation and formation of children raised in single-parent families are studied.

Общество заинтересованно в крепких и хороших семьях. Хорошая и благополучная семья, важное условие, которое делает человека счастливым. Семья — это исторически сложившаяся организованная система отношений между женой и мужем, детьми и их родителями. Ее признаками являются:

а) наличие общего семейного бюджета;

б) совместное проживание на одной площади;

в) кровная или брачная связь между всеми членами семьи;

В наше время феномен разрушения семейных отношений изучается многими психологами, потому что это серьезная проблема нашего общества и с каждым годом количество разводов стремительно растет. В последнее время все больше детей воспитываются одним родителем и в большинстве случаев, роль воспитателя берет на себя мать. Поэтому проблемы неполных семей приобретают особую актуальность. Нехватка члена семьи, по мнению исследователей, отражается в личностном развитии ребенка, его самооценке, такие дети более подвержены эмоциональным переживаниям и общение с окружающими людьми становится очень сложным. Ученые отмечают, что развод вызывает у ребенка депрессию, неврозы, что негативно отражается на поведении [2, с129–130].

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях, рассматривались зарубежными и отечественными учеными. Большой вклад внесли (П. Ф. Лесгафт, И. А. Фурманов, Р. С. Сирс, А. В. Петровский, В. В. Столин, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, М. И. Лисина и др.) В настоящее время проблемам неполных семей посвящены многие исследования. Следует отметить работы. Н. Л. Малявко. «Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова. «Влияния детско-родительских отношений на личностные особенности детей из неполных семей», А. И. Захарова «Особенности детско-родительских отношений в неполной семье». Н. Л. Малявко пишет о том, что родительский дом для ребенка своего рода первый институт социализации.

Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать. Именно в такой семье изначально заданы условия для наиболее полного развития человеческой индивидуальности. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви [6].

С.В Авакова отмечает, что среди многих проблем неполных семей особенно острой, на ее взгляд, предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей [7].

А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [3, с. 123].

Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей. Успешное выполнение между супругами возможно лишь в условиях дружбы и взаимопонимания в семье, а также, требовательности к детям, и формирования позитивного отношения к труду. Семьи, в которых превалирует неблагополучная атмосфера, хронические стрессы, скандалы и т. п. оказывает лишь деструктивное влияние на личность ребенка. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

При разводе наиболее отрицательно влияет на детей «боевые действия» такие как взаимные обвинение друг друга супругами, оскорбления, драки особенно тяжело детям, когда их вовлекают в борьбу и заставляют сделать сложный выбор в пользу одного из родителей. Спокойный развод без скандалов и шантажа, существенно уменьшает страдание как ребенка, так и родителей. Хорошо, когда родители могут объяснить, что в разводе ребенок не виноват [8, c. 128–130].

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только мать.

Были использованы следующие методики: методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест-рука, тест Рене. Жиля.

Исследуя межличностные отношения, была проведена методика — фильм Р.Жиля, которая показывает положительное и отрицательное отношение к окружающим, высокие шкалы говорят о положительном отношении, а низкие свидетельствуют об отрицательным. Результаты методики можно увидеть на рис. 1.

Рис. 1. Отношение ребенка к окружающим

Как видно из результатов исследования на рисунке 1видно что, в семье преобладают положительные взаимоотношения с матерью 35 %, отношения с сиблингам составляют 20 %, отношение к отцу всего 10 %, к бабушке — 15 %. Для выявления уровня тревожности были использованы методики выявления школьной тревожности, результаты можно увидеть на рис. 2.

Рис. 2. Уровень школьной тревожности

Читайте также  Ковыль - лечебные свойства и применение в медицине

Из рисунка 2 видно, что у детей выявлены разные виды тревожности:

– общая тревожность — 23 %; —

– социальный страх — 15 %; —

– фрустрация потребностей достижения успеха — 15 %; —

– страх самовыражения — 11 %; —

– страх ситуации проверки знаний — 4 %; —

– страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 8 %; —

– низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 8 %; —

– проблемы и страхи в отношениях с учителями — 12 %.

Доминирующими видами тревожности: общая тревожность, фрустрация потребностей достижения успеха и социальный страх. Для выявления уровня агрессивности у детей, воспитывающихся в неполных семьях, была использована методика тест-рука. Результаты на рис. 3.

Доминирующими видами тревожности являются: общая тревожность, переживание социального страха, фрустрация потребностей достижения успеха. Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результат тест-руки

По результатам использованной методики можно увидеть, что у детей из неполных семей в большей степени преобладает высокий уровень агрессивности. По их мнению, это проявлялось в том, что рука атаковала, наносила вред, повреждала, доминировала, обижала. Также была использована методика Дембо-Рубенштейна для выявления самооценки у детей из неполных семей. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На рис. 4 изображены семь линий.

Рис.4. Результаты методики Дембо-Рубенштейна

  1. ум, способности.
  2. характер.
  3. авторитет у сверстников.
  4. умение многое делать своими руками.
  5. внешность.
  6. уверенность в себе [4].

Анализируя результаты методики, мы получили следующие результаты, что почти по всем шкалам у детей из неполных семей заниженная самооценка. Можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании детско-родительских отношений. На фоне этого у детей наблюдается высокий уровень тревожности, агрессивность, заниженная самооценка. Специалисты считают, что ребенок, воспитанный в неполной семье, впитывает в себя отрицательный опыт и неправильную модель поведения супругов в браке. В неполных семьях чаще отсутствует покой, мир и благополучие, что не создаёт необходимых условий для духовного и физического развития ребенка. Предельно высока вероятность появления у детей нервно-психических заболеваний. Снижены способности к социальной адаптации, так же деформируются модели полового поведения, формируются комплексы, наблюдается социальная пассивность и апатия.

Неполная семья – мифы и реальные проблемы ребенка

В обществе долгое время было принято считать, что дети из неполных семей чувствуют себя менее счастливыми в отличие от детей, живущих с папой и мамой, и что они находятся в зоне риска, так как менее устойчивы к различного рода искушениям.

Это мнение вполне обосновано. В семье обязанности распределяются между обоими супругами поровну. Если же дети остаются с одним из родителей, то на его плечи ложится основная часть ответственности за них. И справедливо полагать, что это требует огромного терпения, жизненной мудрости и даже героизма. И как родитель будет справляться с этим, зависит от множества факторов. Известно, что мамы и папы по-разному воспитывают детей в силу гендерных различий. Детский психолог Юлия Гусева в своей книге “Нежные мальчики, сильные девочки” называет семьи, где дети живут с мамой — “материнскими”, а где папа — “отцовскими”.

Стоит поспорить

Если бы у людей, верящих в неполноценность семей с одним родителем, не было бы аргументов, то эти стереотипы не были бы такими живучими. Но так ли актуальны факты, которыми они руководствуются?

У ребенка должен быть отец/мать

Те, кто придерживается консервативных взглядов на семью, считают, что если у супругов есть дети, то нужно всеми силами пытаться сохранить брак ради этих самых ребятишек. Жёнам активно советуют терпеть, даже если мужчина изменяет, страдает от зависимостей или унижает (физически или морально). Потому что ребёнку нужен отец.

Также считается, что, посмотрев на негативный пример разведённых родителей, ребёнок не сможет в будущем создать крепкую семью. Таким образом родители, разводясь, якобы обрекают и ребенка на несчастливую личную жизнь.

Однако в 90-х — 00-х годах был проведен ряд исследований, доказывающих, что жизненные приоритеты детей и подростков, проживающих как с обоими родителями, так и с одним из них, не слишком отличаются — этот фактор не оказывает большого влияния на качество жизни ребенка. Кроме того, “полная” семья вовсе не является гарантией счастливого детства и такой же дальнейшей жизни. В любом случае, для детской психики предпочтительнее спокойная жизнь с одним родителем, чем существование на пороховой бочке при наличии обоих.

“Однополое” воспитание

Чаще в одиночку детей всё же воспитывает женщина. В процесс воспитания нередко вовлекаются бабушки, тётушки и другие родственницы. В итоге оказывается, что ребёнок наблюдает только одну гендерную модель поведения, что, по мнению некоторых психологов, может вызвать сложности с его самоидентификацией.

И всё же стоит задуматься, в первую очередь, об актуальности этих самых гендерных ролей: вполне реально привлечь к воспитанию родственников или друзей мужского пола, которые послужат примером. Весёлая прогулка с дедушкой, выполнение сложного домашнего задания с дядей, который отлично знает математику, поход в кино с друзьями на фильм про супергероев — и интересно, и полезно.

Горе-ученики

Ранее также считалось, что дети из “неполных” семей то ли от стресса, то ли по недосмотру родителя хуже успевают в школе. Но и это утверждение оказалось ложным.

Петербургскими социологами в 2015 году было проведено исследование среди семей на Васильевском острове, в ходе которого выяснилось, что «жизнь в неполной семье еще не предопределяет низких школьных результатов», здесь надо рассматривать совокупность факторов.

Недавно было проведено масштабное исследование стран Азии, но по нему можно судить о ситуации в мире в целом. В ходе него выяснилось, что только в Японии дети родителей-одиночек учились хуже остальных (хотя перевес тоже был незначительный). А в Индонезии и Таиланде и вовсе была выявлена парадоксально высокая успеваемость детей из неполных семей, в сравнении с теми, кого воспитывают оба родителя.

Вне конкуренции

В обществе также бытует миф о том, что дети из неполных семей вырастают менее конкурентоспособными. И это тоже не верно.

В фокусе ещё одного исследования были дети, семьи которых также были поделены на несколько категорий. Учёные приняли во внимание наличие вредных привычек у них, школьную успеваемость, ранние беременности и аборты. Результаты показали, что наиболее успешными оказались дети, полностью воспитанные только одним родителем и не знавшие второго, но в жизни которых при этом активно участвовали и другие поколения: бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Дети же из полных семей заняли второе место.

Вероятно, здесь положительным фактором является, казалось бы, негативное общественное давление: своеобразный стресс, который стимулирует и мотивирует таких детей. Также мы возвращаемся к пункту об “однополых” семьях: оказывается, общение с разными родственниками позитивно влияет на ребёнка — он видит примеры разных поколений, улавливает их жизненные сценарии и учится на их ошибках.

Немного фактов

  • Дети из неполных семей раньше взрослеют. По некоторым данным, такие подростки меньше времени уделяют поиску себя, получая не такое качественное образование, как те, кто вырос в полной семье. Однако они склонны раньше начинать карьеру, а значит, у них больше шансов быстрее сформироваться.
  • Зачастую дети из неполных семей стремятся восполнить тепло отношений в своём собственном браке. Так, мальчики, воспитанные только одним родителем, нередко становятся заботливыми отцами. Естественно, всё зависит от конкретной ситуации, да и основано такое поведение на негативном опыте. Но оспорить такие примеры сложно.
  • Если речь идёт об ответственных родителях, то ребёнок не лишится общения ни с одним из них, даже живя большую часть времени, например, с мамой.
  • Если совместная жизнь супругов была проблемной, то оставшись с одним из родителей, ребёнок сможет избежать негативного примера или даже психологических травм, вызванных, например, сценами домашнего насилия или злоупотреблением вредными привычками.

При осознанном подходе со стороны ответственного родителя, его знаний о детской психологии, умения поддержать и подставить плечо в трудную минуту и зависит исход ситуации. В любом случае, даже развод родителей не ставит крест на счастливом будущем их малыша.

Фото с сайта skazylesa.ru

Родителям без грамотной коммуникации с подростком конфликтов не избежать. А как разговариваете с подростком вы? Наш тест поможет узнать, насколько эффективно вы строите родительское общение.