Пестрое однообразие — прически провинциальных дам

Колоритные женские прически в русском стиле

Издавна волосам уделялось немало внимания. В русских традициях девушки носили преимущественно длинные волосы. В свою очередь, прически преобладали достаточно простые и практичные. В основном это косы самых разных видов в сочетании с лентами и другими украшениями. Это и есть основой русских народных причесок. В современном мире модницы также нередко выбирают традиционное оформление волос, но уже с ноткой индивидуальности.

Русские народные прически: немного истории

В древней Руси прически у девушек не отличались особой оригинальностью. Они регулировались церковными законами, поэтому были определенные ограничения. К примеру, одну косу носили девушки, а две заплетали замужние женщины. В свою очередь, классическое трехпрядное плетение символизировало жизненную энергию и крепкое здоровье. Поэтому не удивительно, что чем толще и длиннее была коса, тем более привлекательной считалась девушка. Ну а если в нее вплетали ленту, такая прическа была признаком помолвки или скорого замужества.

В современном мире такие прически также не редкость. В основном их выбирают девушки со славянской внешностью, выразительными чертами лица. Юным модницам такие плетения подходят лучше всего, поскольку они подчеркивают нежность и красоту. К тому же, сейчас все девушки могут позволить себе абсолютно любую длину волос, а также окрашивания и другие процедуры. Все это визуально преображает абсолютно любую прическу.

Русские прически: элегантная коса

Как уже говорилось выше, основной русской прической всегда была коса. Пожалуй, это самый простой и доступный вариант укладки, который с легкостью может сделать каждая модница. Однако сейчас все более актуальными становятся новые дополнения, с помощью которых прическу можно сделать еще более привлекательной. Это может быть ленточка вместо простой резинки. Отлично смотрится колосок на основе трех или четырех прядей. Он более объемный и элегантный. А если вплести в него тонкую ленточку, прическа будет выглядеть совершенно по-другому.

Прически в русском стиле

В современном мире прически могут быть самыми разными. Впрочем, если необходимо придерживаться русского стиля, то будут определенные ограничения. Тем не менее, мы подготовили подборку самых красивых, актуальных вариантов, которые хорошо сочетаются даже с современным образом. Вдохновляйтесь идеями и пробуйте реализовать то, что пришлось по душе, независимо от вашей длины волос.

Все большую популярностью набирает прическа в виде ободка из косы. Тем более, что вариантов ее выполнения действительно много. В основном для нее используется одна классическая коса. Впрочем, если вы хотите сделать ее более оригинальной, добавляйте новые, интересные детали. К примеру, можно сделать две или сразу несколько кос. В таком случае прическа точно будет выглядеть более современно. Очень красиво в виде ободка смотрится французская коса. Это обратное плетение, которое предполагает вытягивание прядей. За счет этого плетение получается объемным. Ну и конечно же, не стоит забывать об украшениях в виде ленточек разных оттенков.

Прическа на основе двух кос всегда была достаточно популярной. В современном мире она помогает сделать образ более нежным и утонченным. Поэтому не удивительно, что ее выбирают для романтических свиданий и фотосессий. Однако выглядеть прическа может совершенно по-разному в зависимости от самого плетения. Классические косы определенно подходят для повседневной жизни. Поскольку прическа лаконичная и хорошо сочетается со всеми стилями. Альтернативой может быть французское плетение, а также в стиль «рыбьего хвоста». Также весьма актуальным является асимметричная прическа. Однако ее стоит делать аккуратно, чтобы образ не выглядел безвкусно. При желании выбранную прическу всегда можно дополнить различными ленточками, ободками и другими украшениями.

Со временем помимо классической косы стала пользоваться популярностью и прическа на основе пучка. Она осталась актуальной и до нынешних времен. Основой прически, конечно же, является плетение. Косу, закрученную в спираль, укладывают в пучок и декорируют различными лентами. В нынешнее время каждая модница имеет доступ к самым разнообразным украшениям для волос. Среди них заколки с жемчугом, шпильки с декоративными камнями, обручи с цветами из фоамирана и многое другое. Естественно, что современный пучок будет напоминать лишь отдаленно классическую русскую прическу.

Свадебные русские прически

Русские свадьбы всегда отличались особенно яркими, цветными нарядами, шумным празднованием и обрядами. Уделялось внимание буквально каждой детали и эта тенденция сохранилась до сих пор. Конечно же, прическе, как и сейчас, уделялась немало времени и внимания. В основном их делали на основе кос, а также самых разных плетений. Их обязательно украшали венками из живых цветов, лентами и другими, достаточно объемными деталями. Когда использовались головные уборы, их обязательно расшивали роскошными узорами.

В современном мире все несколько иначе. Конечно же, любительницы русского стиля в основном сохраняют выбранную стилистику. То есть прически дополняют всеми украшениями, которые были актуальными ранее. Но все чаще косы делают совершенно другими. Среди самых популярных вариантов можно отметить французское или ажурное плетение, колоски и прически на основе локонов. Это визуально преображает прическу и делает ее современной. Впрочем, благодаря декоративным деталям удается сохранить русский стиль, который так важен для многих невест.

В современном мире практически не осталось места для национальных атрибутов. Но все же, несмотря на это, многие модницы все чаще делают исконно русские прически. На ухоженных, длинных волосах они смотрятся невероятно красиво и всегда привлекают внимание.

Галантные дамы и вышвырнутые на улицу русские дворянки: История коротких женских стрижек

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мадам Помпадур

Фаворитка французского короля Людовика XV, продержавшаяся при нём двадцать лет, царила в моде Европы в восемнадцатом веке — времени, когда и дамы, и кавалеры старались быть похожими на фарфоровые статуэтки, а не людей из плоти и крови. И те, и другие активно пользовались макияжем, украшали одежду оборками, носили кольца и другие украшения — правда, мужчинам это ничуть не мешало отменно владеть шпагами и стрелять на дуэлях и в сражениях из пистолетов. Некоторым женщинам тоже.

Среди фасонов, которые мадам Помпадур ввела во французскую моду, была короткая женская причёска из завитых волос, которую обычно украшали цветами, крохотными бантиками и прозрачными косыночками. Это был смелый ход, поскольку до Помпадур француженка обрезала волосы в трёх случаях: если была проституткой, если уходила в монахини или если она была Жанной Д’Арк. Причёска дамам понравилась, потому что красиво обнажала шею сзади, не требовала большой возни и в то же время смотрелась очень элегантно. В историю стрижка так и вошла под именем “помпадур”.

Ввела в моду Помпадур также рыжий оттенок волос (до неё он считался недостатком), огранку бриллиантов в форме лодочки, ридикюли, туфли на каблучке (которые должны были придать женской ножке форму забинтованных, сломанных пополам стоп китаянок) и высокие бокалы для шампанского.

Античный стиль

После революции у Франции была новая законодательница мод — Тереза Тальен, та самая дама, которая ввела корсиканца Наполеона во французское общество. Она ввела моду на всё, что ей представлялось древнегреческим и древнеримским: коротко остриженные локоны, завышенную талию и спускающееся складками с плеч платье из тончайшего, просвечивающего муслина. Известен также её портрет, на котором одна её грудь была обнажена — хотя на античных статуях так одевались только Артемида и амазонки, долгое время европейцы-христиане были убеждены, что женщины Древней Греции вообще имели привычку ходить, открыв одну грудь.

Сама Тереза обрезала волосы чуть выше плеч, завивая их “под греческие статуи”, но скоро девушки стали стричься ещё радикальнее. Новая причёска называлась “а-ля Тит”, то есть — как у древнеримского политика Тита. Волосы стриглись на равную длину по всей голове, так коротко, что были открыты уши, и затем завивались. Эту причёску носили одинаково и женщины, и мужчины. Женщины часто повязывали поверх стриженых волос ленты, полагая, что это делает причёску ещё античней.

Читайте также  Колокольчик - лечебные свойства и применение в медицине

Нигилистки

В шестидесятые годыдевятнацатого века многие молодые дворянки в России отстригали девичьи косы, а молодые дворяне, к негодованию общества, отпускали бороды (которые, как считалось, по статусу приличны людям в возрасте и с положением) и, напротив, слишком поздно шли стричься — когда волосы уже начинали падать на плечи. Нынешнего слова “хипстер” тогда и слыхом не слыхивали. Все эти молодые люди были нигилистами, то есть отрицателями — всего старого, что мешает прогрессу.

Среди идей нигилизма была борьба с пустым эстетизмом, зря возбуждающим сентиментальность и половую чувственность. В рамках этой борьбы девушки отказывались от корсетов, сложных в носке и уходе ярких платьев и пышных юбок, надевая вместо того блузки и самые простые фасоны юбок. Причёски из длинных волос, за которыми в условиях девятнадцатого века уход был не очень прост, тоже объявлялись эстетизмом.

Стриженые волосы высвобождали около часа времени каждый день — не считая ещё пары часов в те дни, когда обычно происходила помывка и просушка волос — и это время предполагалось тратить на что-нибудь более полезное. Например, на учёбу. Хотя с женским высшим образованием в России всё обстояло очень сложно, многие прогрессивные студенты, профессора, врачи бесплатно давали лекции, собирая аудиторию на частных квартирах.

Носили короткие волосы не только исповедницы радикальных идей. В шестьдесят первом году, после отмены крепостного права, мелкие помещики оказались на грани нищеты. Крупные помещики выкинули из своих домов воспитанниц, бедных родственниц, крестниц — всех, кого называли словом “приживалки”, то есть иждивенки, хотя очень часто эти женщины имели вполне определённые обязанности в работе по дому. Страна оказалась переполнена бедными дворянками на грани голодной смерти.

В результате круг допустимых для дамы профессий негласно очень сильно расширился. Девушки поступали на работу не только гувернантками, учительницами и компаньонками, но и наборщицами в типографии, литературными редакторами, журналистками, продавщицами, секретарями. Работа, однако, давая прожить хоть как-то, часто не давала возможности обзавестись горничной и не оставляла сил ухаживать за длинными волосами, так что, глядя на нигилисток, обрезали волосы и многие другие девушки, родственникам объясняя, что это просто мода. Со временем, из-за активного преследования политически неблагонадёжных девушек, мода сошла на нет.

Комиссарши

В двадцатые годы в СССР получила массовое распространение стрижка в виде короткого каре. Хотя не каждая девушка с такой стрижкой была комиссаром, всё же всех стриженых звали скопом — “коммисарши”. К стрижке частенько полагался платок, повязанный узлом назад (в отличие от обычного русского платка, закрывавшего волосы и порой шею), короткая (до колена) юбка и кожаная куртка. Некоторые из юбок перелезли в брюки. От одежды требовалось одно: чтобы она не ограничивала свободу движения. От волос, по сути, требовалось то же самое. Газеты осуждали юбки и платья, сковывающие женщине ноги, словно лошадиные путы, излишнюю закрытость, мешающую закалке и наслаждению воздухом и солнцем, напоминали, что за косы девочек и женщин традиционно таскали по избе — они были одним из способов проявить власть над женщиной.

В Европе и США шли те же тенденции, хотя вряд ли кто-то из модниц счёл, что остригает волосы под влиянием коммунистов. Девушки активно осваивали спорт, автомобиль и полёты на самолётах, и с этим новым образом жизни сложные пучки и простые косы мешали.

Хотя в тридцатые годы пошёл разворот на демонстративную женственность, и вскоре брюки стали недопустимой на работе (если она была не физической) одеждой, всё же каре продолжало считаться допустимой стрижкой даже в школе с её очень суровым подходом ко внешности девочек. С каре, например, вошла в историю советского кинематографа Наталья Варлей — правда, играла она не обычную девушку, а спортсменку, способную в одиночестве путешествовать по горам.

20 ретро фотографий элегантных дам со стильными прическами из 1930-х годов , однако, свидетельствуют, что даже модницы в эпоху, диктующую женщинам нарочитую женственность, не обязательно отращивали длинные волосы.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Студенческая мода: пестрое однообразие

Идут ли немецкие студенты в ногу с модой? Какое значение имеет для них принцип удобства? Что носит «золотая молодежь»? Студенты из СНГ делятся с DW своими наблюдениями.

Тема студенческой моды — будь то в Германии или в любой другой европейской стране — является куда более глубокой, чем может показаться на первый взгляд. Тысячи дизайнеров и маркетологов бьются за то, чтобы у миллионов студентов был выбор, что надеть на лекцию. Если же просто прогуляться по университетам, нельзя не отметить, что современные «обитатели» студенческих городков внешне все больше стремятся к однородности.

Вьетнамки и «мыльницы»

Уроженка Украины Наталья, студентка факультета публицистики университета в Майнце, оказавшись в своей новой альма-матер, испытала культурный шок от свойственной немецким студентам манеры одеваться — особенно летней порой. «Если зайти в университет, создается впечатление, что находишься на пляже или в турпоездке, — говорит она. — Не хватает разве что шезлонгов и коктейлей с трубочками. Народ ходит во вьетнамках, «мыльницах», майках, топах — разноцветная, разношерстная, но все же по-летнему одинаковая толпа».

На кампусе как на пляже

Вот это вот «пестрое однообразие», которое подметила Наталья, и является ныне отличительной чертой большинства немецких кампусов. На территории университета сложно встретить человека, который выделяется на общем фоне, но двух людей в абсолютно идентичных футболках тоже не увидишь. Разнообразие — да, но в рамках, заданных рынком, — этот лозунг стал сегодня господствующим стилем, а подлинная индивидуальность — настоящей редкостью.

Критическое потребление

Причина тому видится в постепенном исчезновении из университетской жизни субкультур. «Я родилась в начале 70-х, а значит, наблюдала приход и уход многих странных модных течений, — заметила как-то в интерью немецкому молодежному изданию Unicum писательница и телеведущая Алекса Хенниг фон Ланге (Alexa Hennig von Lange). — Раньше город был полон молодежи, одевавшейся в соответствии со своей идеологией — хиппи, рокеры, панки, зеленые». Затем на моду субкультур обратили внимание дизайнеры — и превратили ее в коммерческий продукт.

Контекст

«Студ-а-порте»: самобытные марки одежды от студентов

Студенческая мода — это не только сайты с футболками. Модельеры и предприниматели «от сессии до сессии» отличаются неуемной фантазией, готовностью идти на риск и верой в себя.

Образование «не по лекалам»: специальность »дизайн одежды»

Немецкие вузы постепенно заявляют о себе в мире моды. От кутюр, прет-а-порте — своим ноу-хау они делятся с начинающими модельерами. А некоторые выпускники сегодня работают со всемирно известными брендами.

«Медовый месяц» студентов: культурный шок гарантирован

Культурный шок и тоска по родине: как справляются с ними русские студенты в Германии, а немецкие — в России? Психологическая подготовка сведет отрицательные эмоции к минимуму.

Когда работа диктует цвет нижнего белья…

К профессиональным дресс-кодам можно относиться по-разному. Но если работодатель пытается диктовать не только расцветку костюмов и рубашек, но и цвет нижнего белья, это переходит границы дозволенного. Или все-таки нет?

Получается, что если сегодня в университете появится популярная субкультура, члены которой станут отрывать себе правый рукав пиджака, то уже через пару месяцев какой-нибудь Tommy Hilfiger будет выпускать модные безрукавные пиджаки. Причем сделает на них хорошие деньги.

Читайте также  Пять советов, как победить лень и заняться спортом

Студенческая мода сегодня, как никогда, находится в руках маркетологов и международных концернов. Все это привело к появлению так называемого критического потребления, не лишенного иронии. «Да, мы носим эти марки, что нам остается, — считают студенты, — но нам не нравится, когда производители пытаются нами манипулировать».

Модный сезон

Последствие такой «инфляции моды» — студенты носят то, что им удобно. Самая удобная одежда жарким летом — это вьетнамки, шорты и футболка. Зимой же не стыдно надеть на себя все подряд, лишь бы было тепло — и студенты придерживаются этого правила.

«Тенденция следовать моде проявляется, пожалуй, только в межсезонье. Например, весной, когда студенты уже скинули свои громадные бесформенные куртки, но еще не успели окончательно раздеться до маек и шорт, превращающих аудитории в подобие пляжа», — делится своими наблюдениями Наталья.

О тех, кто «в теме»

Таким образом, чуть ли не единственной возможностью выделиться остается демонстрация своего достатка и социального статуса. Особенно этим грешат представители «элитных» факультетов — юристы и экономисты. «Положение обязывает, — прокомментировала студентка юридического факультета Боннского университета Юлия. — Многие учатся на юрфаке, чтобы перенять дело отца — они растут под влиянием определенного стиля и сохраняют его на всю жизнь». Одежда, которую носят юристы, не всем по карману. Подражать бесполезно — те, кто «в теме», видят эти попытки издалека.

Студенты юрфака: любовь к закону и классике

Матерый студент-юрист выглядит так: элегантная кожаная обувь классического покроя, светлые брюки из льна, хлопка или вельвета (ни в коем случае не джинсы), к этому — футболка-поло со стоячим воротником, на плечи небрежно повязан свитер. Девушки, в отличие от сокурсников-юношей, с удовольствием носят джинсы или джинсовые юбки. Сверху — рубашка или свитер, еще выше — строгая прическа, косичка или конский хвост и непременно жемчуг в ушах.

К способу самовыражения немецкой «золотой молодежи» можно относиться по-разному, но в одном едины все: дискриминации по одежде и диктатуры лейблов в немецких вузах нет. Если «обезличивание» моды и принесло положительный эффект, то он заключается в том, что в университетах перестали встречать по одежке. При этом провожают тут по-прежнему по уму.

Моднейшие русские причёски прошлого

В XVIII веке в Россию из Франции приходит новая профессия — парикмахер. И тут же на головах придворной знати начинают вырастать и гнездиться «фонтажи», «корабли» и «пудели».

Во времена Анны Иоанновны в моду у мужчин входит припудренная «прусская коса», а в 1731 году эта прическа официальным указом становится обязательной для служащих всех чинов.

Фактрум удивляется разнообразию как женских, так и мужских русских причёсок разных веков, и рассказывает о самых необычных конструкциях из волос.

Древняя Русь: «под горшок» и «под скобу»

Причёска «под горшок»

Самый любопытный вариант причёски этого времени встречается на отдельных старинных миниатюрах — такая, как у князя Святослава Игоревича в «Изборнике Святослава»: длинная прядь волос, которая свисает только с одной стороны лица. Вообще же форма причёсок в Древней Руси довольно однообразна, и носить одинаковые стрижки могли и князья, и простые мужики. Самая популярная стрижка: «горшок» — на голову стригущегося надевали самый настоящий глиняный горшок, и выступающие волосы обрезали по кругу. Разновидность «горшка» — причёска «по скобу»: до середины ушей и чёлка до середины лба. Сословную же разницу определял головной убор — из простого сукна у бедных, из кожи и дорогих тканей, расшитых золотом и камнями — у знати.

С женскими причёсками всё было еще проще и понятнее: незамужние девушки заплетали волосы в косы, а замужним традиции предписывали закрывать голову платком, кокошником и убрусом (отрез ткани, который повязывался поверх шапочки).

XV–XVII века: бороды-«лопаты» и короткие чёлки

В это время в моду у мужчин входят самые разные «фасоны» бороды: круглые, остроконечные, разделённые надвое или борода «лопатой». Наголо брили лица только юнцы. Известен исторический анекдот о том, что Василий III после венчания с Еленой Глинской полностью сбрил бороду и подал этим пример своим «ближним людям» — боярам. Однако испугавшись слухов о том, что власть, мол, чудит, царь снова отрастил привычную русскому люду бороду. А в Смутное время царь Алексей Михайлович даже выпустил указ о запрете на короткие стрижки и бритьё бороды: чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил».

Девушки русского средневековья продолжают плести косы, а женщины — прятать волосы под платками.

XVIII век: «пудель» и «прусская коса»

Моднейшие причёски захватывают головы русской знати именно в этот период. Связана эта поистине модная революция с появлением в России новой профессии — парикмахеров (до этого людей стригли исключительно цирюльники). «Тупейные художники» (от французского toup — прядь) прибыли к нам из Франции и не только причёсывали и стригли высший свет, но и занимались изготовлением париков и гримом.

Большой популярностью и у женщин, и у мужчин начинают пользоваться высокие и замысловатые парики — «пудель» и «грива». Искусственные волосы были дорогим удовольствием. К примеру, во времена императрицы Елизаветы Петровны парик можно было в среднем купить за 5 рублей, в то время как пуд муки продавался за 64 копейки.
Во время правления российской императрицы Анны Иоанновны у мужчин вошла в моду «прусская коса» — она же «крысиный хвост»: обязательно припудренный парик с косичкой и буклями. Эта прическа стала обязательной для русской армии почти на 70 лет, её отменил уже только Александр I.

У великосветских дам XVIII века в моде были сложные конструкции из собственных волос с искусственными локонами и шиньонами. Например, высокая причёска с плотным, накрахмаленным кружевом и нитями жемчуга — «фонтаж». Самые продвинутые модницы носили на головах «корабли» и «фрегаты». Согласно историческим свидетельствам, первой на своей голове воздвигла целый корабль французская королева Мария-Антуанетта, которой сразу же стали подражать европейские, а затем и российские придворные дамы.

XIX век: «а-ля Тит» и «а-ля Нинон»

Причёска «а-ля Нинон»

Моду на причёски продолжают диктовать французские стилисты. В начале XIX века почетом стала пользоваться античность. Даже в парикмахерских и шляпных магазинах стояли бюсты античных богов и героев. Парики и напудренные волосы ушли в небытие. У мужчин вошла в моду аккуратная стрижка — «а-ля Тит», по образу римского императора из династии Флавиев. Нередко причёски мужчин дополнялись короткими и узкими бакенбардами — так называемыми «фаворитами».

Женщины этого времени полюбили кудри, и завивали волосы на самый разнообразный манер. Одной из самых модных стала причёска «а-ля Нинон» — чёлка, локоны и плоский шиньон на затылке.

Середина XIX века обозначена мужской модой на стрижку каре, особенно у людей искусства — писателей, художников, музыкантов. «Ввёл» моду на такую форму волос популярный пианист Ференц Лист. У женщин в моду входят разнообразные украшения для волос — цветы, гребни, перья. Популярный вариант укладки — валики, полушария.

Причёска «а-ля Капуль»

Настоящей сенсацией стало появление первых щипцов для волос в 1886 году. С этого момента женская причёска становится максимально разнообразной.

Интересная и довольно забавная мужская стрижка появляется на стыке XIX–XX веков — «а-ля Капуль», в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Её можно легко узнать по аккуратному прямому пробору, короткой чёлке и укладке полукругом с обеих сторон лица.

Читайте также  Изменения в груди во время беременности

История русских причесок

К ороткие стрижки и напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны. Подготовили для вас краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века.

Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок» и убрусы

Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самая распространённая мужская стрижка — «под горшок». Она была популярна у молодых людей: на голову надевали глиняный сосуд и обрезали волосы по линии края. Прическа «под скобу» была короче: по бокам до середины ушей, а спереди до середины лба. Пожилые мужчины обычно носили волосы длиной до плеч и отращивали длинные бороды.

На некоторых старинных миниатюрах и фресках встречаются изображения мужчин с длинными прядями волос, свисающими с одной стороны. С такой стрижкой нарисован в рукописной книге «Изборник Святослава» великий князь Святослав Игоревич.

В Древней Руси волосы не были признаком социальной принадлежности: одинаковые прически могли носить и князья, и крестьяне. Разницу в происхождении подчеркивал головной убор. Бедные надевали колпаки из дешевого сукна, а знать — шапки из кожи и бархата, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Женщины носили кокошники и убрусы — полотнища, которые повязывали поверх легкой шапочки. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» — ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара — за 2,5 рубля.

До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии — парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» — прядь волос).

Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» — высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы — в том числе, и российские дамы.

XIX век: античная изящность и изысканность романтизма

В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.

В начале века Россию захватила античная тема.

Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет — «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».

Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.

Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы — каре — у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.

Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.

В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки — щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве — и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.

На рубеже XIX–XX веков появилась новая мужская стрижка — «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль». А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.

Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку — так в моду пришли естественность, удобство и простота.