Развитие ребенка — второй год жизни

Особенности развития и созревания физиологических систем организма детей второго года жизни

Этот возраст называют ясельным. Период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост — на 1 см. Это усредненные данные, на которые можно ориентироваться, взвешивая и измеряя ребенка.

Изменяются и сами пропорции тела ребенка; если размер головы у новорожденного ребенка составляет около ¼ от общей длины тела, то к 2-х летнему возрасту он постепенно уменьшается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Дети уже умеют сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время — до 10 минут. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память: ребенок помнит события, произошедшие несколько часов назад. Стремительно улучшается речь, накапливается активный словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты — как следствие, позыв к мочеиспусканию слабый. Большинство детей только к 3 годам смогут своевременно реагировать на переполнение мочевого пузыря. Поэтому не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие — только после третьего года жизни. Убедиться, что ребенок готов к формированию навыка опрятности, можно по следующим признакам:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим по-сле дневного сна;
  • опорожнение мочевого пузыря или кишечника начинается каждый день в одно и тоже время (например, утром или после еды);
  • обращает внимание на соответствующие функции организма: находит способ дать знать, что собирается что-то «сотворить» (затихает, кряхтит, отходит в уголок, иногда может сказать, как-то «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает чувство брезгливости при виде грязных рук, лица или от-вращение к мокрым подгузникам;
  • начинает чувствовать разницу между мокрым и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую терминологию, принятую в семье («пи-пи» и пр.);
  • может сообщить о своих потребностях и выполняет простые указания;
  • проявляет любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).

Опорожнение кишечника после года происходит обычно раз в сутки. Меняется характер стула: он становится более плотным, темного цвета, с характерным неприятным запахом. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, для этого нужно строго соблюдать возрастной режим питания. При склонности к этому недугу следует обратиться к врачу. Проверенный временем способ борьбы с запорами: давать ребенку по утрам полстакана кипяченой воды комнатной температуры и предлагать пользоваться горшком в одно и то же время.

От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки. Второй — после обеда или перед полдником, если после обеда малыш активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у всех детей неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10-11 часов.

Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в периоде адаптации к детскому саду (яслям), дольше полутора лет сохраняют второй сон. Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда будут готовы. Вообще этот процесс крайне индивидуальный. После 1 года 6 месяцев ребенку оставляют один дневной сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания находится в бодром, активном состоянии. Если через некоторое время он начинает проявлять признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно (на две-три недели) снова следует перевести на два дневных сна. Ранний (до 1,5 лет) переход на один сон нежелателен — малыши устают от длительного бодрствования, перевозбуждаются, долго не засыпают.

От 1,5 до 2 лет дети спят днем один раз, около 2-3 часов. Общая продолжительность сна должна составлять не менее 13-14 часов.

Дневной сон лучше по-прежнему проводить на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность уложить ребенка на открытой веранде, в лоджии, в саду. Конечно, это вызывает определенные трудности, ведь в коляске ему уже тесно, а на раскладушке или в гамаке детям спать нельзя во избежание искривления позвоночника.

Можно организовать дневной сон в комнате, но при этом должен быть постоянный приток свежего воздуха. Не бойтесь зимой открывать форточку, а летом — окно или балконную дверь. Перед ночным сном хорошо проветривайте комнату, а на ночь оставляйте неплотно закрытую форточку или окно. Достаточное содержание кислорода в воздухе — важное условие спокойного крепкого сна.

На время сна повяжите ребенку косынку и накройте теплым одеялом. При нормальной комнатной температуре ребенка нужно укрывать тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, подвернув его конвертом под мат-рас. Во сне ребенок не должен перегреваться, потеть, иначе он будет стремиться освободиться от одеяла и может переохладиться. Подумайте об одежде для сна — просторной, не стесняющей движений.

В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.

С 1,5 лет можно укладывать ребенка на подушку. Она должна быть плоской, не выше 2 см, не пуховой и не перьевой.

При наличии проблем со стороны носоглотки перед сном нужно произвести туалет носа водой «Аква-марис», в противном случае стекающая по задней стенке глотки слизь накапливается и вызывает кашель (под утро или в конце дневного сна).

Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.

Не позволяйте ребенку после пробуждения долго лежать в постели: эта привычка расслабляет, снижает тонус организма уже настроившегося на бодрствование. Проснулся, потянулся — и вставай! Перед сном тоже необхо¬дим определенный настрой — спокойные игры, тихое чтение. Тогда «переключившийся» на сон ребенок спокойно засыпает.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ — ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное желание исследования и автономии («я», «я одна», «я сама»).

Существует такой возрастной феномен, как истерики 2-го года жизни, сопровождающие социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестующие реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выразить свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость только начинающих говорить детей (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между затрудненным импульсным контролем и познавательными способностями детей 1-2 лет жизни увеличивает риск случайного травматизма: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животными. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВЦ, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая все факторы риска.

В основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности.

Материал подготовлен врачом-неврологом клиники «Призвание» Мерзляковой Г.Н.

Лекции кафедры поликлинической педиатрии, Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ.

Журнал «Актуальные вопросы развития детей».

Психологическое развитие ребенка на втором году жизни

Стоит ребенку освоить хождение, как мамы начинают паниковать, запрещая крохе приближаться к шкафам и тумбочкам. В реальности второй год жизни младенца вовсе не должен доставлять родителям столько беспокойства. Достаточно понимать особенности развития детской психики, чтобы правильно реагировать на поведение малютки и незаметно корректировать его, одновременно вырабатывая полезные привычки.

Эмоциональные особенности ребенка второго года

В возрасте до двух лет малыш эмоционально реагирует только на те ситуации, которые непосредственно воспринимает, поскольку у него пока нет воображения и представления об абстрактных понятиях. Все эмоции проявляются одинаково интенсивно, так как все его желания равноценно сильны. Он не может сделать выбор, расставить приоритеты, контролировать свои порывы. Функцию управления поведением ребенка должны брать на себя взрослые, в арсенале которых имеются похвала и наказание.

Часто дети используют приступы ярости, чтобы добиться желаемого от родителей. Чтобы избежать подобного эмоционального шантажа, чутко относитесь к потребностям своего чада в любой ситуации. Старайтесь не допускать взрывных приступов, используйте отвлекающие факторы, как только почувствуете приближение истерики. В некоторых случаях лучше позволить малышу выпустить пар и успокоить его после завершения приступа гнева.

После первого дня рожденья у большинства деток пропадает страх незнакомых людей, но могут проявляться другие страхи, например собак или кошек, а также других объектов и ситуаций, которые ассоциируются с болью. Сильную тревогу и страх могут вызывать незнакомые ситуации в паре с расставанием с родными.

Влияние прямой походки на развитие малыша

На втором году жизни кроха осваивает прямую походку, позволяющая ему приближаться к предметам, которые раньше он мог видеть только издалека. Благодаря этому, развивается пространственное мышление ребенка, он начинает оценивать расстояния и запоминать новые места.

Когда малютка начинает ходить, у него появляется гораздо больше возможностей для познания окружающего мира. Поэтому маленькому исследователю так важно открыть каждый шкаф, выдвинуть все ящики, вытащить аккуратно сложенные вещи, чтобы внимательно их изучить. Незнакомые предметы манят кроху, вызывают у него сильную эмоциональную реакцию. В результате возникает непреодолимое желание дотянуться до «запретного плода», прикоснуться к новому предмету, что-то с ним сделать.

Читайте также  Пассифлора - лечебные свойства и применение в медицине

Все эти процессы подчинены детскому любопытству, но из-за неумения надолго сосредотачивать внимание на одном предмете, малыш быстро теряет интерес и с жадностью переключается на следующий объект. С одной стороны, такое поведение злит и раздражает родителей, заставляя их поддерживать неусыпный контроль. С другой стороны, мама может легко отвлечь свое чадо от плохих мыслей, прекратить плач, если предложит ему любимую игрушку или новое, увлекательное занятие.

Чем активнее вы будете развивать физические способности своего чада, тем больше у него будет возможностей для познания мира, а значит, и для психологического и интеллектуального развития. Почаще затевайте подвижные игры, учите малютку прыгать, преодолевать препятствия и проползать под ними, играйте в прятки и используйте мяч. Не забывайте хвалить каждое достижение, чтобы ребенок ощущал каждую свою победу. В ожидании маминой похвалы, он будет активнее развивать новые навыки и способность. Насмехаться, выказывать свое неодобрение ошибками малютки, напротив, нельзя, это может отбить у него желание к дальнейшему развитию.

Совершенствование предметной деятельности

Годовалые детишки уже умеют подражать маме, повторяя ее действия со своими игрушками и куклами. Становясь старше малыши учатся «переносить» действия на другие предметы, то есть освоенные ими навыки уже не связаны с конкретными предметами и ситуациями. Дети начинают использовать их для других объектов.

На втором году жизни малыш начинает осваивать функции окружающих предметов, учится использовать их. Он орудует ложкой и чашкой, надевает и снимает простые предметы одежды. При этом огромное значение имеет совместная деятельность со взрослым, ведь ребенок перенимает те навыки, которые ему демонстрируют родители.

  • Для начала нужно дать предмету название и пояснить своему чаду его функцию.
  • Затем можно постепенно объяснять и показывать принципы использования того или иного объекта.
  • Чтобы закрепить правильную привычку, регулярно хвалите малютку за правильно выполненные задания.

У деток старше года начинают вырабатываться навыки, которые они пронесут с собой через всю жизнь, поэтому так важно прививать им хорошие привычки. В этом возрасте кроха может самостоятельно проводить ежедневные гигиенические процедуры, а со второго полугодия его можно приучать к горшку. При этом главное показывать чаду хороший пример. Если вы хотите, чтобы ваш малыш убирал за собой игрушки и поддерживал детскую в порядке, показывайте ему, что вы всегда возвращаете вещи на их места и регулярно делаете уборку. Помните, что невозможно научить ребенка полезным привычкам, если вы сами ими не обладаете.

Для ускорения психологического развития крошки, предлагайте игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Во время этих занятий малыш будет осваивать различия в размере объектов, их цвете и форме. Обязательно демонстрируйте, как нужно обращаться с игрушками, чтобы строить из них башни и собирать пирамидки. Совместная деятельность со взрослыми значительно ускоряет развитие ребенка.

Автономная и активная речь малыша

Второй год жизни крохи — это период активного освоения речи. До полутора лет ребенок использует автономную речь, которая состоит из малопонятных слогов и слов, непохожих на взрослую речь. Малыш использует понятные только ему и близким родным слова, которые никак не связаны друг с другом, ведь он пока не умеет строить предложения. Важно не переходить на детский язык, а приучать ребенка к правильному построению фраз, в противном случае могут проявляться задержки в его психологическом развитии.

В развитии ребенка речь выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она позволяет общаться с мамой и другими взрослыми, озвучивать желания и жалобы. Во-вторых, речь полностью изменяет мышление малыша, который учится речевому мышлению и открывает для себя новые возможности. В-третьих, связывая свои действия с речью, ребенок учится действовать осознанно. Благодаря речи малыш может лучше управлять своим вниманием, одновременно развивается и его память.

За второй год жизни малыш должен освоить множество новых навыков, включая прямую походку и активную речь. Интенсивное освоение окружающего пространства — это естественный процесс для ребенка, который не должен вызывать гнев родителей. Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.

О специфике детской психики в возрасте от двух до трех лет мы поговорим в нашей следующей статье Психологическое развитие ребенка на третьем году жизни

Развивающие занятия для детей 2 лет

Двухлетнему малышу все интересно. Он постоянно находится в движении: бегает, прыгает, танцует под любимую музыку и гоняет мячик по дому. В этот период какому-то предмету сложно удержать его внимание надолго. Сейчас ребенок берет в руку машинку – и уже через минуту откидывает ее в сторону, отправляясь на поиски других увлекательных занятий.

Этот период приносит много нового и родителям. Их чадо становится более самостоятельным, а значит, у него появляются конкретные личные предпочтения. С одной стороны, малыш не нуждается в постоянном надзоре, а с другой – родитель рискует нарваться на очередное «хочу-не хочу», выбирая способ семейного времяпровождения.

В общих чертах, для увлекательного времяпровождения наедине с ребенком, родителю потребуется:

  • свободное время;
  • хорошее настроение;
  • яркий предмет, который способен захватить внимание малыша.

Все эти компоненты в комплексе позволят ребенку познавать окружающий мир и собственные возможности с помощью взрослого. Главная особенность таких занятий – для них необязательно выходить из дома. Дорогостоящие игры родителям покупать не придется.

Занятия с детьми: формируем логико-математическое мышление

Двухлетнему ребенку дома никогда не бывает скучно. Он всегда находит, чем себя занять. Хотя бы на одну минуту каждый предмет кажется ему интересным. Все, что требуется от родителей – направить эту любознательность в правильное русло.

Для детей 1 или 2 лет нужно придумывать занятия, которые помогут малышу узнать об элементарных геометрических фигурах и счете. Не лишними будут и зачатки логического рассуждения.

Увлекательные игры для детишек:

  • «Отправляемся на поиски». Что будет, если любимая игрушка ребенка куда-то исчезнет? Сначала малыш может расстроиться и начать капризничать, но с помощью мудрого взрослого он быстро успокоится и отправится на поиски. Направляйте ребенка – и он быстро справится с заданием.
  • «Сортировка». Эта увлекательная игра поможет занять детей от 1 до 2 лет, пока взрослые готовят обед. Возьмите разные макароны, сложите их в одну тарелку и поставьте ее перед малышом. Предложите ребенку откладывать в сторону похожие макаронины. Не забудьте похвалить малыша при первых успехах.
  • «Простой счет». Начинать всегда нужно с чего-то малого. Считайте машинки, книги и ступеньки, по которым вы поднимаетесь вместе. Предложите малышу 2 лет показать на пальчиках его возраст.
  • «Пазлы». Выберите простые картинки из 4-6 частей. Помогайте малышу скрепить все пазлы вместе, чтобы получилось изображение.
  • «Сопоставление». Достаньте любимые мягкие игрушки вашего чада и показывайте ему их по очереди, сопровождая процесс голосом животных. После регулярных занятий ребенок научится сопоставлять предмет и звук, который он должен издавать. Например, «свинка делает хрю-хрю», «собачка делает гав-гав» и так далее.

Изучаем качества предметов

Человек постоянно окружен какими-то вещами. Зная особенности и свойства, он может применять их по назначению. Процесс изучения качеств предметов нужно начинать с 1 года. Не просто давайте годовалому или 2-летнему чаду какой-то предмет, но и проговаривайте его особенности. Например, «а сейчас мы наденем теплый шарфик, чтобы не замерзнуть», «давай найдем нашего розового зайку», «а где лежит длинная палочка?». Изучение качества предметов позволит ребенку в 2 года развивать абстрактное мышление, сопоставлять фигуры и формы, воспринимать окружающий мир на ощупь. Процесс обучения дома заключается в запоминании свойств: холодный-горячий, длинный-короткий, твердый-мягкий и так далее.

Занятия с детьми на развитие речи

Достижение двухлетнего возраста – это период, когда каждая активность должна нести эффект развивающий, поэтому детей нужно постоянно увлекать какими-то новыми занятиями. Малыш положительно воспримет информацию, которая ему интересна. Главная задача родителя – проявлять терпение. Не ругайте свое сокровище за ошибки и не усаживайте рядом насильно. Ребенок от 1 года непоседлив, поэтому родителю стоит сделать занятия максимально краткими и интересными.

  • Научите ребенка 2-3 лет задувать свечу, играть на детской дудочке, надувать мыльные пузыри. Для формирования речи нужно правильно развивать дыхание, поэтому занятия желательно проводить регулярно.
  • Кукольный спектакль – это интересный, развивающий фантазию детей, инструмент. Героев представлений и ширму вы можете сшить самостоятельно. Сделайте спектакль интерактивным – постоянно просите малыша помочь герою, вспомнить, что говорит какое-то животное и так далее.
  • Предлагайте своему чаду закончить предложение: «мы сейчас идем в гости к…», «у тебя на кровати лежит…», «ты любишь слушать сказку о…». Эти занятия также помогут развивать память ребенка от 1 года.
  • Играйте в «что происходит?». Просите малыша 2-3 лет рассказать, что он видит перед собой или в окне. Хвалите свое сокровище даже за односложные правильные ответы.
  • Играйте в «какой?». Просите малыша придумать или вспомнить качество предмета. Например, если малыш говорит, что на улице идет снег, то спросите «а какой снег?» или «как выглядит снег?». Вероятно, малыш быстро вспомнит, что снег белый и мокрый. Не забудьте похвалить ребенка.

Грамотная и правильная речь взрослого позволяет малышу самостоятельно говорить осмысленные фразы или даже предложения. Обращайте внимание на тон и содержание своего разговора, чтобы ваше чадо всегда имело перед глазами положительный пример.

Тренировка внимания

Умение подмечать мелочи и концентрироваться на определенном задании – это навыки, развивающие детей не по дням, а по часам. Успешное овладение ими поможет малышам в дальнейшем обучении.

Включите в ежедневную активность такие занятия:

  • Поиск. Эта игра не нуждается в дополнительных атрибутах, поэтому интересна всегда и везде. Она позволяет развивать внимание ребенка от 1 года. Попросите свое сокровище отыскать белую игрушку в корзине, показать белочку на картинке или подать его любимую пластмассовую чашку.
  • Подбор предметов. Разложите на столе различные предметы и попросите малыша выбрать объекты определенного цвета или с одним узором. Например, пусть ваше чадо подаст желтые прищепки. Если вы постоянно играете с ребенком 1-3 лет, кроха с каждым разом будет справляться с заданием быстрее.
  • Строительство башни или домика. Помогите малышу возвести замок из груды крупных деталей. Перед покупкой «стройматериалов» обязательно посмотрите рекомендацию производителя. Далеко не во все игры можно играть с ребенком от 1 до 3 лет.
  • Поиск предметов с одинаковым признаком. Попросите кроху показать белые игрушки или выбрать круглые предметы среди тех, что разложены на столе. Вообще мудрый родитель может придумать 1000 и 1 вариант развивающих игр, связанных с поиском каких-то предметов. Можно связывать в одну цепочку два свойства предмета. Например, мягкий и белый.
Читайте также  Приучить ребенка к овощам поможет сахарный спрей

Игры на развитие мелкой моторики

Детские психологи уверены, что двигательная активность положительно влияет на интеллектуальные способности. Предлагаем игры, развивающие мелкую моторику у детей старше 1 года:

  • Пальчиковая гимнастика – лепка из мягкого пластилина, создание печенья с помощью готовых форм.
  • Расстегивание молнии или пуговиц.
  • Переливание воды из одной чашки в другую с помощью воронки.
  • Пересыпание песка через детское сито.
  • Раскладка узоров из пуговиц, макаронин, фасоли и других мелких предметов.
  • Создание картин из мозаики.
  • Наливаем в миску мыльную воду. Просим малыша размешать ее венчиком.

Эти занятия, развивающие детей 1-2 лет, будут интересны и крохе, и взрослому. Главное условие успешного обучения в форме игры – обходиться без принуждения.

Заботливый родитель придумает 1000 и 1 способ как развить ребенка. Регулярные тренировки памяти, внимания, речи и занятия на формирование логического мышления помогут малышу познавать окружающий мир и быстрее усваивать новую информацию.

Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

В этой статье:

Приведенные ниже таблицы роста и веса детей разработаны Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в ходе исследования мальчиков и девочек по всему миру. За основу взяты измерения роста у доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев, и их матери не курили.

Рост ребенка в 2 года

В период от полутора до двух лет дети в среднем вырастают на 5,5 см.

Вес ребенка в 2 года

В период от полутора до двух лет дети в среднем прибавляют в весе 1300 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения.

Двухлетний малыш использует предметы по назначению. Любит подражать взрослым как в быту, так и в игре. Активно обогащает свой опыт с помощью сенсорного восприятия, учится как через собственные эксперименты, так и через наблюдение за другими.

Он смело заявляет о своих желаниях и предпочтениях. Но способен и принять установленные взрослыми ограничения (принять – не значит одобрять, ребенок может выражать протест или недовольство, но способен, в конце концов, примириться и адаптироваться). Малыш может испытывать вину, когда сделает что-то «не то».

Зарождается желание играть со сверстниками. В контакте с ними малыш развивает многие навыки – через наблюдение и подражание.

Возраст двух лет славится так называемым «бунтом двухлетки». Малыш знакомится со свободой выбора – и неистово отказывается от всего подряд. Это непростой период, но обычно он длится всего несколько недель.

Здоровый малыш прекрасно разовьется в своем темпе естественным путем, не нуждаясь ни в массаже, ни в специально организованной гимнастике. Но можно ввести их в качестве игр, если вам и вашему ребенку это по душе.

Дятел на дубу сидит
И стучит, стучит, стучит.
(положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)

Ищет под корой жучков
И съедобных червячков.
(слегка пощипать)

Ну а если грянет гром
И польется дождь потом,
(на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)

Дятел спрячется в дупло,
В нем и сухо, и тепло.
(сунуть руку за шиворот или под мышку)

Также вам может быть полезен комплекс упражнений для игровой гимнастики. Встаньте напротив малыша – ноги на ширине плеч, руки вниз ладонями внутрь – и попросите ребенка встать так же и повторять за вами каждое движение.

Утром на лужайке
Просыпались зайки.

Здравствуй, небо!
(руки вверх – потянуться на вдохе)

Здравствуй, солнце!
(руки вниз через стороны – с выдохом и улыбкой)

Здравствуй, елка!
(правую руку поднять в сторону)

Здравствуй, пень!
(левую руку поднять в сторону)

Здравствуй, новый день!
(наклон вперед и снова встать ровно)

Зайчики по лесу шли,
Зайца нового нашли.
(ходьба на месте)

Каждый зайчик не ленился,
Зайцу низко поклонился:
(наклон вперед)

Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй!
Здравствуй, друг ушастый!
(наклон вправо, влево, вперед – и встать ровно)

В 2 года малыш указывает на называемые предметы как на рисунке, так и вокруг себя, а также на свои части тела.

После двух лет наблюдается «взрывное» развитие речи. Но у некоторых этот «взрыв» происходит и позже – к 3 годам. Дети начинают строить фразы. Поначалу это простые предложения из 2–3 слов.

Совершенствуется и восприятие речи. Ребенок понимает даже описание того, что еще только должно произойти, то есть понимает слова и фразы без предметного контекста.

Кроха более широко начинает использовать глаголы, названия действий. Прилагательные еще только начинает осваивать (чаще называет размер, реже форму, цвет). На первом месте остаются существительные – названия предметов. К концу третьего года жизни он знает их очень много, примерно в 3 раза больше, чем в начале года.

Малыш отлично воспринимает небольшие и простые сказки. Многократно услышав их, он может запомнить их даже наизусть, хотя связно пересказать еще не способен. Зато вы можете проверить, как хорошо он уже знает любимую сказку, если при очередном чтении будете делать выразительные паузы и поощрительно посматривать на ребенка, чтобы он назвал не договоренное вами слово. Это может стать одной из ваших любимых игр!

Двухлетние малыши еще не вполне владеют своим голосовым аппаратом, это проявляется не только в погрешностях произношения, но и в регуляции громкости: иногда малыш не может достаточно громко ответить на ваш вопрос, а в другой раз не способен говорить тихо, когда вы просите его не шуметь.

Мам в этом месяце чаще всего беспокоит:

Мой малыш еще совсем мало говорит!

Развитие индивидуально, и в речи это проявляется, пожалуй, особенно ярко. Даже если вашему малышу недавно исполнилось 2 года, а он все еще говорит лишь 3 «нормальных» слова, это еще не повод беспокоиться, если вы видите, что в целом он неплохо понимает речь и способен понятно (быть может, только для вас) сообщать вам свои мысли любыми другими способами. Продолжайте общаться с ним, заботиться о нем, давать ему пространство для игры – и наблюдайте. Скорее всего, в ближайшие месяцы его речевое развитие пойдет семимильными шагами, и к трем годам уже не будет никакой разницы с теми сверстниками, которые «разговорились» раньше.

На более ранний возраст в нашем сервисе «Развитие ребенка месяц за месяцем» мы предлагали вам различные варианты игр с малышом. Но настоящая игра начинается сейчас, после двух лет! Все, что было раньше, – скорее предметная деятельность. В тех играх, которые мы описывали, малыш подражал только что увиденным действиям взрослого. Теперь же ребенок сам создает воображаемую ситуацию!

Вы можете заметить, как он берет куклу и имитирует уход за ребенком: кормит куклу, носит на руках, переодевает, расчесывает, умывает и так далее. Но самое удивительное и прекрасное – то, что он в процессе игры «превращает» один предмет в другой! Он может кормить куклу бусинкой, но в его игре это яблочко. «Волшебное превращение» происходит путем называния. Как мы предмет назовем, тем он и будет в игре.

Поощряйте эту способность у малыша. Когда он приглашает вас поиграть вместе, активно используйте игровое переименование предметов. Возможно, это даже рассмешит вас обоих.

В 2 года развивающими игрушками могут быть любые предметы, включенные в Настоящую Игру, где что угодно может быть чем угодно.

Игрушки того же типа, что и на втором году жизни, но усложненные (например, несколько пирамидок, собираемых по цвету или форме; вкладыши не объемные, а плоские; пазлы не с фигурными разрезами, а картинка, разрезанная на 3–4 одинаковых части с прямыми краями – как ни парадоксально, собрать такую сложнее, поскольку ориентироваться приходится только на логику картинки, подобрать подходящие куски чисто механически руками уже не получится).

Игрушки, поощряющие экспериментирование. Например, динамические игрушки – движущиеся под определенным воздействием; равновесные игрушки (балансиры); звуковые игрушки (ксилофон и т. п.).

Ребенок в 2 года в норме спит 12–13 часов в сутки, из которых 1,5–2 часа приходятся на дневной сон (в этом возрасте он уже один).

На сон в этот период могут повлиять такие возрастные особенности, как:

  • «Кризис двух лет», нередко вызывающий ложный отказ от дневного сна.
  • Страх темноты. Он может появиться, а может и нет. Не стоит спрашивать своего двухлетнего малыша, боится ли он темноты, если никаких признаков этого вы не видите. Но если у ребенка вдруг появилось сопротивление вечернему засыпанию, можно проверить эту версию и при необходимости оставлять на засыпание ночник со свечением желто-красного спектра (свет бело-голубого спектра оказывает более губительное влияние на «гормон сна» мелатонин).

Подробнее про ночной и дневной сон двухлетнего малыша читайте в нашем сервисе «Сон ребенка месяц за месяцем».

«Помогите разобраться с причинами ночных «гуляний» ребенка. Дочке 2,1 г. Режим в целом выглядит так: подъем в 6–7 утра (самостоятельный), дневной сон с 13 до 15–16 часов, т.е. спит 2–3 часа, иногда и дольше пытается, но тогда будим; ужин в 19–30, затем ванна, книги и сон в 21–21:30. Бывает, что ванна через день, если ужин затягивается, чтобы не отодвигать отход ко сну. По утрам и днем ребенок обычно просыпается веселый, улыбается, днем активная, прогулка утром 1,5–2 часа, вечером 1–1,5 часа. Днем с ней няня, мы с супругом работаем, я приезжаю домой в 19, немного играем, ужинаем и проводим стандартный ритуал перед сном. Засыпать она любит, когда я рядом и держу ее за руку (я при этом сижу на ее кровати, не ложусь рядом). Спит в отдельной комнате с 1,5 лет на большой кровати.

Ночные «гуляния» случались и ранее, и в период в год +/-, тогда мы это как-то пережили. А последние 2 недели это началось снова, если не каждую ночь, то через одну точно. Дочь может проснуться в 1 или 3 ночи и 2 часа бодрствовать вплоть до включения света и игр, книжек и т.д. При этом сначала она приходит в нашу комнату, мы укладываем ее спать с собой, но засыпает с нами далеко не всегда, хотя она определенно любит спать со мной. Как урегулировать ночной сон? Мы совсем не высыпаемся, утром на работу, а я еще и в положении. Единственное, что мне приходит в голову, это постепенное принудительное сокращение дневного сна до 2 часов, чтобы продлить время бодрствования вечером и тем самым увеличить усталость ребенка».

Читайте также  Мокрица - лечебные свойства и применение в медицине

Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития «ДЭМ»

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А

  • Главная
  • О центре
  • Принципы работы
  • Научно-методическое сопровождение
  • Специалисты
  • Мероприятия
  • Методическая продукция
  • Для детей
  • Для взрослых
  • Логопеды
  • Психологи
  • Нейропсихологи
  • Дефектологи
  • АВА-тераписты
  • Репетиторы
  • Рекомендуемые сайты и книги
  • Статьи
  • Распечатай и занимайся дома
  • Галерея фото
  • Галерея видео
    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Для родителей
  3. Статьи
  4. Что должен уметь ребенок в 2 года?
  • Рекомендуемые сайты и книги
  • Статьи
  • Распечатай и занимайся дома

Статьи

Что должен уметь ребенок в 2 года?

Развитие ребенка в этом возрасте напрямую зависит от тех усилий и того внимания, которое родители уделяют данному вопросу. Наблюдения за многими детьми показывают, что дети, с которыми интенсивно занимаются (мама, папа, педагоги в детских клубах) имеют более развитые физические, когнитивные и речевые навыки.

Так же более развитыми оказываются дети, у которых есть старшие братья или сестры (есть с кого брать пример).

Давайте подробно разберем все навыки которыми должен овладеть малыш в 2 года.

Что должен уметь ребенок в 2 года?

В возрасте двух лет дети должны:

1. Уметь ориентироваться в пространстве, то есть понимать, что предмет находится:

• в чем-то или за пределами чего-то (мячик в коробке, мишка в другой комнате);

• в помещении или на улице;

• вверху или внизу.

2. Уметь характеризовать качество предметов, например:

• что кошка — мягкая;

• салфетка — сухая или мокрая.

• вода из крана (или еда в тарелке) — холодная или горячая.

3. Уметь распознавать части тела, знать и уметь показать:

4. Уметь распознавать:

• основные стандартные цвета — красный, белый, зеленый, синий и т.д.

• предметы и объекты — мишка, кукла, машинка, домик;

• формы предметов — квадрат, овал, звездочка, кружочек.

Некоторые дети могут используя пальчики и считать до 5.

Равитие речи у ребенка в 2 года

В 2-летнем возрасте ребенок начинает при любой возможности сообщать родителям о своих: «люблю и не люблю», «хочу и не хочу». Словарный запас 2-летнего малыша составляет в среднем около 50 слов, хотя некоторые дети способны знать намного больше слов.

К 2 годам ребёнок должен:

• говорить простыми короткими фразами (2-3 слова);

• правильно понимать просьбы родителей;

• исполнять простые поручения, такие как: дай салфетку, принеси мячик, положи на стул, не вставай с кровати.

Физическое развитие ребенка в 2 года

В два года ребёнок должен уметь:

• смело стоять на ножках;

• не спотыкаясь не быстро бегать;

• легко прыгать вверх при помощи двух ног;

• самостоятельно подниматься по лестнице придерживаясь за перила;

• стоять на левой или правой ноге несколько секунд удерживая вес тела;

• перемещаться по кругу и зигзагам;

• левой или правой рукой уверенно держать карандаш;

• аккуратно есть при помощи ложки;

• строить башни из 7-8 блоков;

• играть в мяч (пинать, бросать).

Первые попытки ухаживать за собственным телом

Именно с 2-летнего возраста врачи советуют приучать ребенка к личной гигиене и навыкам ухаживания за собственным телом. С 2 лет дети должны начать учиться пользоваться зубной щеткой и зубной нитью. К двум годам, большинство детей уже имеют 20 молочных зубов, поэтому должны перестать сосать пальцы и засовывать из в рот.

Два года — время приучения ребенка к туалету (детскому горшку).

Когнитивное развитие ребенка в 2 года

В 2 года ребёнок должен уметь:

• хорошо понимать речь, рассказы и сказки (разумеется ориентированные на детей данного возраста);

• копировать движения любимых игрушек — мишки, куклы, обезьянки;

• узнавать знакомые предметы на картинках и называть их;

• складывать простые карточные головоломки (3-4 карточки);

• называть предметы изображённые на картинках;

• считать от 1 до 3 и понимать значение этих цифр;

• уметь на пальчиках показать свой возраст;

• знать, что ребенок мальчик или девочка.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

К двум годам дети начинают интересоваться другими детьми и пытаются наладить контакт с ними. Дети Малыши становятся более разговорчивыми, активными и коммуникабельными, пытаются играть в простые детские игры с другими детьми, начинают понимать и принимать правила. В возрасте 2 лет крайне важно помогать ребёнку в расширении контактов, чаще хвалить, помогать ему в общении со сверстниками. Если родители будут помогать ребёнку осваивать новые навыки общения, ребенок легче войдет в детский коллектив, будет легко контактировать с детьми, легко оставаться без родителей в деткой комнате с няней или воспитателем. С 2 летнего возраста ребенка следует приучать к распорядку дня. Помогать ему спокойно справляться с новыми ощущениями, вводить в круг семьи новые знакомства (друзей ребенка).

Развитие мелкой моторики у ребенка в 2 года

В 2 года ребенок должен уметь:

• брать в руки цветные карандаши и рисовать различные каракули;

• брать в руки детские безопасные ножницы и пытаться ими резать бумагу;

• брать крупные бусинки и нанизывать их на толстую нить (бусины должны быть крупными, чтобы ребенок не смог положить их в рот);

• застёгивать и расстёгивать молнию;

• наливать воду в пластмассовую кружку и выливать ее в тазик;

• строить из мокрого песка палочки различных форм и размеров;

• брать в руки различные по форме предметы и вставлять их в подходящие отверстия;

• пытаться застегивать и расстёгивать пуговицы.

Тест: «Уровень развития ребенка 2 лет»

Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас играть и отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. Весь процесс тестирования должен проходить в игре с позитивным настроем. Помните, что все детки индивидуальны, а результаты теста носят лишь рекомендательный характер.

1. Строим башню из кубиков

Для прохождения подобного рода теста вам понадобятся кубики (сторона около 8-10 см). Предложите малышу с ними поиграть. Начните с ребенком строить башню, предварительно показав как нужно правильно складывать один кубик на другой. Постепенно дайте возможность ребенку самостоятельно приступить к постройке башни. Ваш малыш уже не должен засовывать их в рот и бросать на пол, он должен в точности выполнить поставленную перед ним задачу. В идеале двухлетний ребенок должен самостоятельно строить башни и даже поезда из кубиков.

2. Тестируем при помощи простых геометрических фигур

Заранее подготовьте доску, которая будет иметь прорези для геометрических фигур. Основные фигуры: овал, круг, четырехугольник, треугольник, ромб и квадрат. На доске каждой фигуре должен соответствовать определенный контур. Такую доску нетрудно и самим изготовить. А можно купить подобную развивающую игрушку в магазине. Начинать тест стоит с самого простого задания. Покажите малышу фигуры, взяв каждую с соответствующего ей контура, пускай он их потрогает. Начните с круга, предложив ребенку положить его на место, чтобы доска стала гладкой. Если он начнет делать неправильно, то покажите ему, что положив круг не на свое место, доска стала неровная. Попросите его исправить это. Если в следующий раз он справится с задачей, то попросите еще раз выполнить задание. Обязательно хвалите ребенка. Не переживайте, если с остальными фигурами малыш не всегда справляется, через пару дней занятий все получится. В два года ребенок должен уметь вкладывать уже абсолютно все фигуры.

3. Используем любую пирамидку

Соберите сами пирамиду и покажите ее своему ребенку, попросив сделать такую же. Не подсказывайте малышу и следите за тем, как он выполняет ваше задание. Бывают случаи, когда дети в этом возрасте не учитывают размеры частей пирамиды и не могут последовательно разложить их по размерам. Отлично, если малыш сам замечает свои ошибки и устраняет их, при этом не разрушает всю постройку. Если у него не получается исправить ошибки самостоятельно, то помогите ему ,объясняя, что и как необходимо было сделать. Ребенок двух лет должен уметь нанизывать кольца пирамиды, в полном соответствии с размером и их последовательностью.

4. Простые тесты с предметами повседневного быта

Двухгодовалые малыши уже могут не только пользоваться многими предметами быта. В этом возрасте дети уже должны уметь пользоваться ложкой и пить из кружки, а также вставлять ключ в замок, кормить и баюкать игрушки. Также постарайтесь научить ребенка надевать носки, штаны и обувь. К двум годам он должен это уметь делать самостоятельно (купить детскую одежду интернет магазин).

5. Развитие двигательной сферы двухгодовалых детей

Малыши в возрасте двух лет полностью овладевают своим телом. Они уже влезают на стулья, могут перешагивать через препятствия и, нагнувшись, поднимают игрушки с пола.

Двухлетние дети должны уметь рисовать круглые (почти круглые) и вертикальные линии, давайте ему побольше рисовать его «каляки-маляки».

6. Оцениваем детскую память

Ваш ребенок уже может запомнить как минимум четыре последовательных простых действия, вам стоит только несколько раз попросить их выполнить. Например, взять ручку, подойти к столу, нарисовать рисунок и принести его вам. То есть он должен без ваших подсказок все эти действия согласно вашей последовательности выполнить.

7. Проверяем запас слов малыша

Поставьте перед ребенком примерно пять самых простых предметов: соску, мячик, игрушку, яблоко, ботинок. Попросите его перечислить все, что он видит. Ваш малыш должен будет, как минимум два предмета назвать правильно.

8. Проверьте, узнает ли ребенок изображения по их названию.

Для этого покажите малышу картинки с изображением знакомых ему животных и спросите про каждого, где оно (корова, лошадь и т.д.) Он должен будет пальцем вам указывать правильные ответы.

Если ваш малыш с большим количеством данных тестов не справился, то поработайте над заданиями совместно и повторите тест через пару недель. Играйте в игры, развивающие мелкую моторику.