Ребенку 2 года

Ребенок 2 года: физиологическое развитие и психология

Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

Физические изменения

Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5—3 кг.

  1. Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
  2. Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
  3. Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
  4. Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
  5. Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.

Навыки и умения

Достигнув двух лет, ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.

Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения — одна из первых задач для родителей.

Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:

  • бессмысленно чертить карандашом по листу бумаги;
  • пользоваться словарным запасом, состоящим менее чем из ста слов;
  • играть в кубики или собирать конструктор из трех деталей;

В два года малыш может собрать простой конструктор

  • много раз слушать полюбившуюся песенку или сказку;
  • общаться с ровесниками, пока еще без слов.
  • Становление речи

    В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

    Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

    Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

    Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.

    В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой — купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

    В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

    Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

    Кризис двухлетнего возраста

    Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.

    Истерики в два года – обычное явление

    Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

    Характер поведения в переходный период

    Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.

    Истерика в магазине за игрушкой

    Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

    Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

    Причины изменения поведения ребенка

    Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.

    Проверка границы дозволенного

    В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.

    Негативизм в два года

    Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

    Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.

    Истерика – это требование внимания

    Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

    Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

    Разрешение кризисной ситуации

    Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.

    Советы родителям

    Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

    Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

    Развитие ребенка в 2 года. Что должен уметь ребенок

    Физическое развитие ребенка в 2 года

    Мальчики в 2 года весят примерно 13 кг, девочки 12 кг. Рост мальчиков около 85-90 см, а девочек 80-85 см.

    Дети в этом возрасте очень подвижные, любят активные игры, бегать и прыгать. В 2 года ребенок не просто бегает, а старается преодолевать препятствия на пути, так малыш может легко перешагивать предметы до 20 см высотой. Задача родителей в этот период поощрять активность крохи и не забывать о безопасности, ведь в этом возрасте малыш очень не предсказуем.

    Психологическое развитие ребенка в 2 года

    Психика в этом возрасте открывается полностью для познания мира. Раньше малыша тоже все интересовало, но это было больше младенческое любопытство под влиянием инстинктов. В 2 года ребенок осознанно исследует мир и обследует пространство вокруг.

    Новые навыки усваиваются мгновенно и часто запоминаются на долгое время.

    Многие дети в этом возрасте умеют обращаться с карандашами, и это отличное время посветить больше времени творчеству. Малыш уже в состоянии высидеть короткие занятия с пластилином, красками, карандашами. Можно и нужно познакомиться с различными конструкторами, мозаиками. Малыш учится выполнять ряд логических простых операций, надо поощрять его попытки самостоятельно выполнять простые действия.

    Умения и навыки ребенка в 2 года

    Физическое развитие включает оценку двигательных навыков. Главное в возрасте 2 года координация и согласованные движения. Чем лучше ребенок может управлять своим телом, контролировать его, тем легче ему познавать мир вокруг, осваивать новые виды деятельности. Насколько движения скоординированы, зависит от развития мелкой и большой моторики.

    Передвижение тела в пространстве — большая моторика, например, бег или ходьба. В 2 года дети умеют:

    1. бегать;
    2. наступая на каждую ступеньку одной ногой спускаться и подниматься по лестнице;
    3. подпрыгивать (вверх, перепрыгивать препятствие, прыгать на одной ножке);
    4. маршировать;
    5. бить по мячу;
    6. ходить спинкой вперед;
    7. удержаться на перекладине.

    Скоординированные точные движения рук, которые воспроизводятся совместно со зрением — мелкая моторика. Например, малыш может выбрать из ряда именно тот предмет, который надо.

    В возрасте 2 года большинство детей умеют:

    • нарисовать линию (вертикальную);
    • построить башенку из 5 кубиков;
    • разрезать бумагу.

    Интеллектуальное развитие

    В этой области рассматриваются развитие памяти, речи, мышления и восприятия. Насколько развиты эти процессы, можно оценить по нескольким критериям:

    1. правильная реакция на музыку, пританцовывания или покачивания в такт мелодии;
    2. выполнение простых просьб в несколько действий;
    3. повторение коротеньких детских стишков или рассказ их вместе с взрослым;
    4. позиция исследователя, так ребенок часто пытается разобрать или даже сломать предмет с целью его изучения;
    5. словарный запас до 130 — 150 слов (в том числе и пассивный);
    6. составление простых предложений или коротких фраз.

    Социальное развитие

    Для ребенка в 2 года важно общаться со сверстниками. Малыш тянется к деткам своего возраста, копирует движения.

    Но более важное значение имеет приобретение бытовых навыков. Для социального развития полезны следующие моменты:

    • Знакомство с детками на прогулках. Дети еще не умеют сами играть, взрослые должны участвовать. Особенно важно учить игре с другими, если скоро малыш будет ходить в детский сад.
    • Научить ребенка меняться игрушками.
    • Родители должны объяснить, что надо пожалеть другого, если например тот упал. Выражение сочувствия к другому человеку.
    • Научить ребенка убирать за собой игрушки.
    • Научить одеваться самостоятельно.
    • Выполнять самые простые поручения, например, полить цветок.
    • Вытереть стол, если пролил что-то.

    Питание и режим дня в 2 года развития

    Развитие ребенка — это и контроль здоровья. Правильный рацион очень важен в первые годы жизни. В питании должны присутствовать все необходимые витамины и микроэлементы, которые так важны для маленького растущего организма. В сутки двухлетний ребенок должен получать примерно полторы тысячи ккал. Порции должны быть не большими, но пища разнообразная примерно пять раз в день.

    Если по каким — то причинам у ребенка еще не сложился распорядок дня, стоит заняться этим. Надо приучить ложиться спать и кушать в одно и то же время, это поможет наладить не только аппетит, но и обеспечит полноценный отдых. Для 2 летнего ребенка важен дневной сон, примерно 2-3 часа. А общее количество времени для сна составляет примерно 12 часов.

    Не стоит заставлять силой придерживаться режима дня. Можно все обыграть, тем самым объяснить, что день начинается с умывания, чистки зубов, завтрака и так далее до самого отхода ко сну. Игры надо чередовать с обязательными делами. Уже в 2 года ребенка надо приучить к личной гигиене, например, объяснить, что руки надо мыть каждый раз перед едой и после улицы.

    Для детей второго года жизни кроме педиатра обязательно посещение стоматолога. Нельзя ждать появление проблем с зубами. Контролировать здоровье полости рта лучше всего с самого детства.

    Развивающие игры и игрушки в 2 года

    На втором году жизни малыш не только любит играть в свои игрушки, он также хочет активно участвовать в жизни взрослых. Необходимо предоставить ему больше свободы. Например, можно разрешить передвинуть стулья, так как нравится ему, переложить что — то на полочке, в своем шкафчике. Если в комнате безопасно, все опасные предметы убраны, можно ненадолго оставить ребенка одного в комнате.

    Отличное приобретение для развития — пальчиковые краски. Дети этого возраста очень любят рисовать. Кроме этого можно при помощи красок познакомить его с цветами. Каждый малыш будет наслаждаться процессом смешивания красок и нанесением их на бумагу. Очень скоро родители будут замечать, что картинки становятся более «осмысленные».

    Для самостоятельной игры можно предложить двухлетнему малышу сделать простые аппликации. Вырезанные из бумаги кружки и квадратики при помощи воды можно приклеить на дверь или кафельную плитку. Это безопасное и не маркое занятие увлечет юного художника, а у мамы может появиться несколько свободных минут.

    Рекомендации родителям в 2 года развития ребенка

    В этот период надо как можно больше уделять внимания ребенку. В 2 года дети развиты все примерно одинаково, но уже спустя полгода будет хорошо заметно, сколько времени посветили каждому малышу отдельно. Именно в это время ребенок готов «впитать» все, что ему предложит взрослый. Понятие об ответственности, гигиене, эстетике и много другое гораздо проще привить с самого раннего детства.

    Развитие малыша в 2 года — Видео:

    Ребенок 2 года

    К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

    Ребенку 2 года. Что он умеет делать?

    В два года ребенок умеет подниматься и спускаться по лестнице детской горки. Меняет темп: ходьбу на бег. Бегает семенящим шагом. Подпрыгивает. Может удерживать мяч одной или двумя руками и бросать мяч в горизонтальную цель. Малыш может ловить мяч с близкого расстояния и самостоятельно скатывать мяч с горки.

    Рост и вес ребенка 2 лет

    Таблица роста и веса ребенка в 2 года по данным отечественных педиатров

    2 года Нижняя граница Верхняя граница
    Вес мальчиков, кг 11,0 14,5
    Вес девочек, кг 10,8 14,0
    Рост мальчиков, см 83,5 93,0
    Рост девочек, см 84,0 90,4
    Окружность головы мальчиков, см 47,6 50,9
    Окружность головы девочек, см 46,6 50,0
    Окружность груди мальчиков, см 48,4 54,7
    Окружность груди девочек, см 48,5 54,0

    Таблица веса и роста детей в два года по данным ВОЗ

    2 года Нижняя граница Верхняя граница
    Вес мальчиков, кг 9,7 15,3
    Вес девочек, кг 9,0 14,8
    Рост мальчиков, см 81,7 93,9
    Рост девочек, см 80,0 92,9
    Окружность головы мальчиков, см 45,5 51,0
    Окружность головы девочек, см 44,4 50,0

    Бытовые навыки детей 2 лет

    В два года большинство детей уже ест аккуратно, не обливаясь. Ребенок может самостоятельно умываться: при умывании трет ладони, часть лица, вытирается с помощью взрослого.

    Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.
    Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

    Познавательное развитие ребенка в 2 года: какие задания может выполнять ребенок?

    Отличие предметов по форме, величине, цвету:

    • Ребенок 2 лет соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
    • Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
    • Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
    • Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
    • Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
    • Двухлетний ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

    Игровые действия (сюжетно-отобразительные) у детей 2 лет: во что умеют играть двухлетки?

    • В два года малыш проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.
    • Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.
    • Ребенок в 2 года выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):
      • по просьбе взрослого, без показа,
      • по подражанию.
    • Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.
    • Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)
      • по просьбе взрослого,
      • по образцу,
      • самостоятельно.

    Как развивается ребенок в 2 года в социальном и эмоциональном плане?

    Эмоциональное, активное, деятельное состояние. Обычно ребенок хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого. Иногда упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем. Бывает недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

    Кричит, жестикулирует, капризничает:

    • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
    • подражая близкому человеку, другому ребенку,
    • для привлечения внимания.

    • Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
    • Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
    • Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
    • Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
    • Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
    • Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
    • Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
    • Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
    • Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.
    • Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
      С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

    Эмоционально предвосхищает результаты:

    • собственного действия,
    • действия взрослого.

    Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

    • по примеру взрослого,
    • по собственной инициативе (редко).

    Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

    Речевое развитие ребенка 2 лет

    • Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).
    • Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).
    • В речи ребенок в 2 года использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
    • Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.
    • Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.
    • В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент.
    • Задает вопросы.
    • Называет предметы на картинке: по просьбе взрослого или самостоятельно (комментирует).

    Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

    Развивающие занятия для детей 2 лет

    Двухлетнему малышу все интересно. Он постоянно находится в движении: бегает, прыгает, танцует под любимую музыку и гоняет мячик по дому. В этот период какому-то предмету сложно удержать его внимание надолго. Сейчас ребенок берет в руку машинку – и уже через минуту откидывает ее в сторону, отправляясь на поиски других увлекательных занятий.

    Этот период приносит много нового и родителям. Их чадо становится более самостоятельным, а значит, у него появляются конкретные личные предпочтения. С одной стороны, малыш не нуждается в постоянном надзоре, а с другой – родитель рискует нарваться на очередное «хочу-не хочу», выбирая способ семейного времяпровождения.

    В общих чертах, для увлекательного времяпровождения наедине с ребенком, родителю потребуется:

    • свободное время;
    • хорошее настроение;
    • яркий предмет, который способен захватить внимание малыша.

    Все эти компоненты в комплексе позволят ребенку познавать окружающий мир и собственные возможности с помощью взрослого. Главная особенность таких занятий – для них необязательно выходить из дома. Дорогостоящие игры родителям покупать не придется.

    Занятия с детьми: формируем логико-математическое мышление

    Двухлетнему ребенку дома никогда не бывает скучно. Он всегда находит, чем себя занять. Хотя бы на одну минуту каждый предмет кажется ему интересным. Все, что требуется от родителей – направить эту любознательность в правильное русло.

    Для детей 1 или 2 лет нужно придумывать занятия, которые помогут малышу узнать об элементарных геометрических фигурах и счете. Не лишними будут и зачатки логического рассуждения.

    Увлекательные игры для детишек:

    • «Отправляемся на поиски». Что будет, если любимая игрушка ребенка куда-то исчезнет? Сначала малыш может расстроиться и начать капризничать, но с помощью мудрого взрослого он быстро успокоится и отправится на поиски. Направляйте ребенка – и он быстро справится с заданием.
    • «Сортировка». Эта увлекательная игра поможет занять детей от 1 до 2 лет, пока взрослые готовят обед. Возьмите разные макароны, сложите их в одну тарелку и поставьте ее перед малышом. Предложите ребенку откладывать в сторону похожие макаронины. Не забудьте похвалить малыша при первых успехах.
    • «Простой счет». Начинать всегда нужно с чего-то малого. Считайте машинки, книги и ступеньки, по которым вы поднимаетесь вместе. Предложите малышу 2 лет показать на пальчиках его возраст.
    • «Пазлы». Выберите простые картинки из 4-6 частей. Помогайте малышу скрепить все пазлы вместе, чтобы получилось изображение.
    • «Сопоставление». Достаньте любимые мягкие игрушки вашего чада и показывайте ему их по очереди, сопровождая процесс голосом животных. После регулярных занятий ребенок научится сопоставлять предмет и звук, который он должен издавать. Например, «свинка делает хрю-хрю», «собачка делает гав-гав» и так далее.

    Изучаем качества предметов

    Человек постоянно окружен какими-то вещами. Зная особенности и свойства, он может применять их по назначению. Процесс изучения качеств предметов нужно начинать с 1 года. Не просто давайте годовалому или 2-летнему чаду какой-то предмет, но и проговаривайте его особенности. Например, «а сейчас мы наденем теплый шарфик, чтобы не замерзнуть», «давай найдем нашего розового зайку», «а где лежит длинная палочка?». Изучение качества предметов позволит ребенку в 2 года развивать абстрактное мышление, сопоставлять фигуры и формы, воспринимать окружающий мир на ощупь. Процесс обучения дома заключается в запоминании свойств: холодный-горячий, длинный-короткий, твердый-мягкий и так далее.

    Занятия с детьми на развитие речи

    Достижение двухлетнего возраста – это период, когда каждая активность должна нести эффект развивающий, поэтому детей нужно постоянно увлекать какими-то новыми занятиями. Малыш положительно воспримет информацию, которая ему интересна. Главная задача родителя – проявлять терпение. Не ругайте свое сокровище за ошибки и не усаживайте рядом насильно. Ребенок от 1 года непоседлив, поэтому родителю стоит сделать занятия максимально краткими и интересными.

    • Научите ребенка 2-3 лет задувать свечу, играть на детской дудочке, надувать мыльные пузыри. Для формирования речи нужно правильно развивать дыхание, поэтому занятия желательно проводить регулярно.
    • Кукольный спектакль – это интересный, развивающий фантазию детей, инструмент. Героев представлений и ширму вы можете сшить самостоятельно. Сделайте спектакль интерактивным – постоянно просите малыша помочь герою, вспомнить, что говорит какое-то животное и так далее.
    • Предлагайте своему чаду закончить предложение: «мы сейчас идем в гости к…», «у тебя на кровати лежит…», «ты любишь слушать сказку о…». Эти занятия также помогут развивать память ребенка от 1 года.
    • Играйте в «что происходит?». Просите малыша 2-3 лет рассказать, что он видит перед собой или в окне. Хвалите свое сокровище даже за односложные правильные ответы.
    • Играйте в «какой?». Просите малыша придумать или вспомнить качество предмета. Например, если малыш говорит, что на улице идет снег, то спросите «а какой снег?» или «как выглядит снег?». Вероятно, малыш быстро вспомнит, что снег белый и мокрый. Не забудьте похвалить ребенка.

    Грамотная и правильная речь взрослого позволяет малышу самостоятельно говорить осмысленные фразы или даже предложения. Обращайте внимание на тон и содержание своего разговора, чтобы ваше чадо всегда имело перед глазами положительный пример.

    Тренировка внимания

    Умение подмечать мелочи и концентрироваться на определенном задании – это навыки, развивающие детей не по дням, а по часам. Успешное овладение ими поможет малышам в дальнейшем обучении.

    Включите в ежедневную активность такие занятия:

    • Поиск. Эта игра не нуждается в дополнительных атрибутах, поэтому интересна всегда и везде. Она позволяет развивать внимание ребенка от 1 года. Попросите свое сокровище отыскать белую игрушку в корзине, показать белочку на картинке или подать его любимую пластмассовую чашку.
    • Подбор предметов. Разложите на столе различные предметы и попросите малыша выбрать объекты определенного цвета или с одним узором. Например, пусть ваше чадо подаст желтые прищепки. Если вы постоянно играете с ребенком 1-3 лет, кроха с каждым разом будет справляться с заданием быстрее.
    • Строительство башни или домика. Помогите малышу возвести замок из груды крупных деталей. Перед покупкой «стройматериалов» обязательно посмотрите рекомендацию производителя. Далеко не во все игры можно играть с ребенком от 1 до 3 лет.
    • Поиск предметов с одинаковым признаком. Попросите кроху показать белые игрушки или выбрать круглые предметы среди тех, что разложены на столе. Вообще мудрый родитель может придумать 1000 и 1 вариант развивающих игр, связанных с поиском каких-то предметов. Можно связывать в одну цепочку два свойства предмета. Например, мягкий и белый.

    Игры на развитие мелкой моторики

    Детские психологи уверены, что двигательная активность положительно влияет на интеллектуальные способности. Предлагаем игры, развивающие мелкую моторику у детей старше 1 года:

    • Пальчиковая гимнастика – лепка из мягкого пластилина, создание печенья с помощью готовых форм.
    • Расстегивание молнии или пуговиц.
    • Переливание воды из одной чашки в другую с помощью воронки.
    • Пересыпание песка через детское сито.
    • Раскладка узоров из пуговиц, макаронин, фасоли и других мелких предметов.
    • Создание картин из мозаики.
    • Наливаем в миску мыльную воду. Просим малыша размешать ее венчиком.

    Эти занятия, развивающие детей 1-2 лет, будут интересны и крохе, и взрослому. Главное условие успешного обучения в форме игры – обходиться без принуждения.

    Заботливый родитель придумает 1000 и 1 способ как развить ребенка. Регулярные тренировки памяти, внимания, речи и занятия на формирование логического мышления помогут малышу познавать окружающий мир и быстрее усваивать новую информацию.

    Развитие ребенка в 2 года: нормы и рекомендации

    В этой статье:

    Приведенные ниже таблицы роста и веса детей разработаны Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в ходе исследования мальчиков и девочек по всему миру. За основу взяты измерения роста у доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев, и их матери не курили.

    Рост ребенка в 2 года

    В период от полутора до двух лет дети в среднем вырастают на 5,5 см.

    Вес ребенка в 2 года

    В период от полутора до двух лет дети в среднем прибавляют в весе 1300 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения.

    Двухлетний малыш использует предметы по назначению. Любит подражать взрослым как в быту, так и в игре. Активно обогащает свой опыт с помощью сенсорного восприятия, учится как через собственные эксперименты, так и через наблюдение за другими.

    Он смело заявляет о своих желаниях и предпочтениях. Но способен и принять установленные взрослыми ограничения (принять – не значит одобрять, ребенок может выражать протест или недовольство, но способен, в конце концов, примириться и адаптироваться). Малыш может испытывать вину, когда сделает что-то «не то».

    Зарождается желание играть со сверстниками. В контакте с ними малыш развивает многие навыки – через наблюдение и подражание.

    Возраст двух лет славится так называемым «бунтом двухлетки». Малыш знакомится со свободой выбора – и неистово отказывается от всего подряд. Это непростой период, но обычно он длится всего несколько недель.

    Здоровый малыш прекрасно разовьется в своем темпе естественным путем, не нуждаясь ни в массаже, ни в специально организованной гимнастике. Но можно ввести их в качестве игр, если вам и вашему ребенку это по душе.

    Дятел на дубу сидит
    И стучит, стучит, стучит.
    (положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем)

    Ищет под корой жучков
    И съедобных червячков.
    (слегка пощипать)

    Ну а если грянет гром
    И польется дождь потом,
    (на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами)

    Дятел спрячется в дупло,
    В нем и сухо, и тепло.
    (сунуть руку за шиворот или под мышку)

    Также вам может быть полезен комплекс упражнений для игровой гимнастики. Встаньте напротив малыша – ноги на ширине плеч, руки вниз ладонями внутрь – и попросите ребенка встать так же и повторять за вами каждое движение.

    Утром на лужайке
    Просыпались зайки.

    Здравствуй, небо!
    (руки вверх – потянуться на вдохе)

    Здравствуй, солнце!
    (руки вниз через стороны – с выдохом и улыбкой)

    Здравствуй, елка!
    (правую руку поднять в сторону)

    Здравствуй, пень!
    (левую руку поднять в сторону)

    Здравствуй, новый день!
    (наклон вперед и снова встать ровно)

    Зайчики по лесу шли,
    Зайца нового нашли.
    (ходьба на месте)

    Каждый зайчик не ленился,
    Зайцу низко поклонился:
    (наклон вперед)

    Здравствуй! Здравствуй! Здравствуй!
    Здравствуй, друг ушастый!
    (наклон вправо, влево, вперед – и встать ровно)

    В 2 года малыш указывает на называемые предметы как на рисунке, так и вокруг себя, а также на свои части тела.

    После двух лет наблюдается «взрывное» развитие речи. Но у некоторых этот «взрыв» происходит и позже – к 3 годам. Дети начинают строить фразы. Поначалу это простые предложения из 2–3 слов.

    Совершенствуется и восприятие речи. Ребенок понимает даже описание того, что еще только должно произойти, то есть понимает слова и фразы без предметного контекста.

    Кроха более широко начинает использовать глаголы, названия действий. Прилагательные еще только начинает осваивать (чаще называет размер, реже форму, цвет). На первом месте остаются существительные – названия предметов. К концу третьего года жизни он знает их очень много, примерно в 3 раза больше, чем в начале года.

    Малыш отлично воспринимает небольшие и простые сказки. Многократно услышав их, он может запомнить их даже наизусть, хотя связно пересказать еще не способен. Зато вы можете проверить, как хорошо он уже знает любимую сказку, если при очередном чтении будете делать выразительные паузы и поощрительно посматривать на ребенка, чтобы он назвал не договоренное вами слово. Это может стать одной из ваших любимых игр!

    Двухлетние малыши еще не вполне владеют своим голосовым аппаратом, это проявляется не только в погрешностях произношения, но и в регуляции громкости: иногда малыш не может достаточно громко ответить на ваш вопрос, а в другой раз не способен говорить тихо, когда вы просите его не шуметь.

    Мам в этом месяце чаще всего беспокоит:

    Мой малыш еще совсем мало говорит!

    Развитие индивидуально, и в речи это проявляется, пожалуй, особенно ярко. Даже если вашему малышу недавно исполнилось 2 года, а он все еще говорит лишь 3 «нормальных» слова, это еще не повод беспокоиться, если вы видите, что в целом он неплохо понимает речь и способен понятно (быть может, только для вас) сообщать вам свои мысли любыми другими способами. Продолжайте общаться с ним, заботиться о нем, давать ему пространство для игры – и наблюдайте. Скорее всего, в ближайшие месяцы его речевое развитие пойдет семимильными шагами, и к трем годам уже не будет никакой разницы с теми сверстниками, которые «разговорились» раньше.

    На более ранний возраст в нашем сервисе «Развитие ребенка месяц за месяцем» мы предлагали вам различные варианты игр с малышом. Но настоящая игра начинается сейчас, после двух лет! Все, что было раньше, – скорее предметная деятельность. В тех играх, которые мы описывали, малыш подражал только что увиденным действиям взрослого. Теперь же ребенок сам создает воображаемую ситуацию!

    Вы можете заметить, как он берет куклу и имитирует уход за ребенком: кормит куклу, носит на руках, переодевает, расчесывает, умывает и так далее. Но самое удивительное и прекрасное – то, что он в процессе игры «превращает» один предмет в другой! Он может кормить куклу бусинкой, но в его игре это яблочко. «Волшебное превращение» происходит путем называния. Как мы предмет назовем, тем он и будет в игре.

    Поощряйте эту способность у малыша. Когда он приглашает вас поиграть вместе, активно используйте игровое переименование предметов. Возможно, это даже рассмешит вас обоих.

    В 2 года развивающими игрушками могут быть любые предметы, включенные в Настоящую Игру, где что угодно может быть чем угодно.

    Игрушки того же типа, что и на втором году жизни, но усложненные (например, несколько пирамидок, собираемых по цвету или форме; вкладыши не объемные, а плоские; пазлы не с фигурными разрезами, а картинка, разрезанная на 3–4 одинаковых части с прямыми краями – как ни парадоксально, собрать такую сложнее, поскольку ориентироваться приходится только на логику картинки, подобрать подходящие куски чисто механически руками уже не получится).

    Игрушки, поощряющие экспериментирование. Например, динамические игрушки – движущиеся под определенным воздействием; равновесные игрушки (балансиры); звуковые игрушки (ксилофон и т. п.).

    Ребенок в 2 года в норме спит 12–13 часов в сутки, из которых 1,5–2 часа приходятся на дневной сон (в этом возрасте он уже один).

    На сон в этот период могут повлиять такие возрастные особенности, как:

    • «Кризис двух лет», нередко вызывающий ложный отказ от дневного сна.
    • Страх темноты. Он может появиться, а может и нет. Не стоит спрашивать своего двухлетнего малыша, боится ли он темноты, если никаких признаков этого вы не видите. Но если у ребенка вдруг появилось сопротивление вечернему засыпанию, можно проверить эту версию и при необходимости оставлять на засыпание ночник со свечением желто-красного спектра (свет бело-голубого спектра оказывает более губительное влияние на «гормон сна» мелатонин).

    Подробнее про ночной и дневной сон двухлетнего малыша читайте в нашем сервисе «Сон ребенка месяц за месяцем».

    «Помогите разобраться с причинами ночных «гуляний» ребенка. Дочке 2,1 г. Режим в целом выглядит так: подъем в 6–7 утра (самостоятельный), дневной сон с 13 до 15–16 часов, т.е. спит 2–3 часа, иногда и дольше пытается, но тогда будим; ужин в 19–30, затем ванна, книги и сон в 21–21:30. Бывает, что ванна через день, если ужин затягивается, чтобы не отодвигать отход ко сну. По утрам и днем ребенок обычно просыпается веселый, улыбается, днем активная, прогулка утром 1,5–2 часа, вечером 1–1,5 часа. Днем с ней няня, мы с супругом работаем, я приезжаю домой в 19, немного играем, ужинаем и проводим стандартный ритуал перед сном. Засыпать она любит, когда я рядом и держу ее за руку (я при этом сижу на ее кровати, не ложусь рядом). Спит в отдельной комнате с 1,5 лет на большой кровати.

    Ночные «гуляния» случались и ранее, и в период в год +/-, тогда мы это как-то пережили. А последние 2 недели это началось снова, если не каждую ночь, то через одну точно. Дочь может проснуться в 1 или 3 ночи и 2 часа бодрствовать вплоть до включения света и игр, книжек и т.д. При этом сначала она приходит в нашу комнату, мы укладываем ее спать с собой, но засыпает с нами далеко не всегда, хотя она определенно любит спать со мной. Как урегулировать ночной сон? Мы совсем не высыпаемся, утром на работу, а я еще и в положении. Единственное, что мне приходит в голову, это постепенное принудительное сокращение дневного сна до 2 часов, чтобы продлить время бодрствования вечером и тем самым увеличить усталость ребенка».