Ребенку 6 лет

Воспитание и образование ребенка в 6 лет

Ребенок 6 лет становится самостоятельным и постепенно превращается во взрослого человека.Процесс воспитания ребенка дошкольника очень важный и кропотливый период в жизни каждого родителя.

Воспитание и развитие детей 6 лет

Родители не должны навязывать малышу свои несбывшиеся мечты, например, играть на пианино, как хотел когда-то в его возрасте папа, но у него не было такой возможности, а значит, теперь сын обязан осуществить мечту отца. В таком случае, когда малыш вырастет, своим сыновьям и дочерям также не даст права выбора и разрушит еще одну детскую мечту. Воспитание детей должно быть направлено на совершенствование личности малыша.

Дети в шестилетнем возрасте только формируют свою личность и психику. У них возможны приступы истерики, малыш может быть неуправляемым, дерзить, обманывать. И, конечно, родителей такое поведение ребенка обеспокоит. Чтобы помочь ребенку, который постоянно истерит, стоит обратиться за помощью к детскому психологу за советом. Непослушный ребенок может обижать младшего, его ничего не интересует. Если не заняться воспитанием на этом этапе, последствия могут быть печальными.

Но если родители проявят слишком большое давление на шестилетнего малыша, в дальнейшем он может стать неуверенным в себе. Нужно проводить больше времени с малышом, вовлекать его в различные занятия, наблюдать за его поведением, чтобы точно понять, в каком направлении нужно работать, чтобы исправить поведение дитя и помочь ему разобраться в проблемах. Дети ведут себя плохо тогда, когда их что-то тревожит. Может быть, они стесняются обсудить свою проблему с родителями или им уделяется недостаточно внимания. Из-за тревог малыш может перестать нормально есть, выдумывать жуткие страшилки. Нельзя оставлять малыша со своими проблемами наедине, чтобы во взрослой жизни сын или дочь не страдали от комплексов, фобий и психологических расстройств.

В ряд умений ребенка в шесть лет должно входить:

  • умение стереть крошки с обеденного стола, отнести тарелки после еды в раковину;
  • самостоятельно ходить в туалет;
  • полностью одеваться и раздеваться, завязывать шнурки;
  • заварить чай и приготовить бутерброды;
  • застилать кровать;
  • подметать, кормить своих домашних животных;
  • купить продукты в соседнем магазине, вынести мусор;
  • читать по слогам, писать, считать, знать алфавит;
  • назвать страну, в которой живет, и свой полный адрес;
  • ездить на велосипеде, самокате, роликах;
  • иметь базовые навыки пользования телефоном и компьютером;
  • загрузить вещи в стиральную машину, после стирки их развесить;
  • вытереть пыль, помыть зеркало;
  • протереть ботинки от грязи после прогулки;
  • помыть несложную посуду;
  • покупаться, умыться, почистить зубы;
  • аккуратно сложить свои вещи в шкаф.

Все дети индивидуальны. Некоторые не могут в шесть лет освоить эти навыки, а для других это может казаться забавной игрой, в которой они исполняют роль взрослых.

Подготовка к школе

До шести лет малыш, как правило, спит пару часов днем. В детском саду строго придерживаются определенного распорядка дня. Но школа близко, и режим дня шестилетнего ребенка изменится. Перестроить свой организм для больших нагрузок дошкольнику должны помочь родители. Сын или дочь должны уметь в первом классе сидеть на одном месте, не отвлекаясь, довольно продолжительное время, чтобы впоследствии не срывать уроки. Развить память ребенку помогут игры на внимательность, изучение коротких стихотворений, игры в ассоциации, складывание пазлов, перерисовывание несложных рисунков. Родители в виде игры могут предлагать малышу решить логические задачки или попросить показать дорогу от дома до парка или ближайшего магазина.

Подготовка к первым урокам должна начинаться заранее, чтобы ребенок прошел адаптацию к новому распорядку дня. Малыш должен быть знаком со всеми необходимыми для жизни в социуме правилами приличного поведения.

Детская психология в этом возрасте еще недостаточно сформирована, и нужно помогать малышу развить многие навыки. Способности детей нужно подкреплять необходимыми знаниями, для этого подойдут программы познавательные. Главной причиной беспокойств для родителей может быть то, что шестилетний ребенок не хочет учиться. Эта проблема может возникать из-за того, что малыш все еще плохо умеет разговаривать. Такой дефект обязательно нужно устранить во время подготовки ребенка к школе. Школьная программа не предназначена для детей, которые не могут разговаривать.

Что же делать, если речь развита, но не на достаточном уровне? Это, конечно, проблема, но не трагедия. Усиленные занятия со специалистом помогут исправить ситуацию. Если же дошкольник совсем плохо разговаривает, стоит пройти обследования на наличие неврологических патологий. Если малыш здоров, то занятия с логопедом будут необходимы, и как можно чаще. Наверстать упущенное будет сложно, и вряд ли дошкольник сможет пойти со своими одногодками вместе в школу. Малыш будет вынужден пропустить год для поступления или же поступит в специализированное учебное заведение, направленное на корректировку дефектов речи у детей.

Взаимоотношение с другими детьми

Разнообразные занятия, кружки, секции приобщат ребенка дошкольного возраста к работе в коллективе и научат строить отношения со сверстниками. Это пойдет на пользу и слишком заботливым мамам, которые стремятся разрешить все конфликты сына со сверстниками самостоятельно. В 6 лет ребенок имеет свое собственное мнение, и его взгляды на какую-либо вещь могут кардинально отличаться от взглядов его товарища. Умение в одиночку, без родителей, разрешать конфликтные ситуации обязательно пригодится, когда малыш пойдет в школу.
Шестилетние дети для игр собираются в группы, хотя совсем недавно им было бы куда интереснее играть в одиночку с игрушками.

Воспитание шестилетнего мальчика

К мальчишкам в 6 лет уже приходит осознание того, что он мужчина, хоть еще и маленький. Их все больше и больше интересует то, чем занимаются папа, дедушка, старший брат, дядя или другие окружающие его представители мужского пола. Выбирая метод воспитания шестилетнего мальчика, стоит, в первую очередь, учитывать его индивидуальность и различные предпочтения. Если вдруг сыну нравится балет, не стоит ему говорить, что это дело не для настоящих мужчин. Можно поводить его в студию танцев, возможно, он изменит свое мнение. Или наоборот, это в будущем может стать его профессией. В наши дни нет конкретно «мужских» и «женских» занятий или профессий. Мальчик в этом возрасте уже в состоянии самостоятельно выбрать, на какие кружки он хотел бы ходить. Если сын слишком активен, его можно записать на боевые искусства. Там он даст выход лишней энергии, а дома будет более усидчивым.

Бытует мнение, что сына обязан воспитывать только отец. Родители должны понимать, как правильно воспитывать мальчика, чтобы он вырос полноценным мужчиной. Шестилетний мальчик, конечно, будет брать пример со своего папы, но мама также важна во время становления личности будущего мужчины. Но и на маму перекладывать все обязанности по воспитанию ребенка папа не должен. Для формирования целостной личности важны оба родителя. Мама более нежна по отношению к сыну, это заложит в нем чувство заботы об окружающих. Папа научит сына пользоваться инструментами, помогать маме в быту и многим другим вещам.
Девочка в шесть лет немного развитее и физически, и умственно, и психологически, чем мальчик того же возраста. Родители должны обучить своего ребенка быть женственной, даже в таком юном возрасте. Если девочке 6 лет больше по душе бегать в одной компании с мальчиками, все равно она не должна превращаться в «пацанку», а быть маленькой леди.
[yop_poll >

Детская психология в 6-7 лет, рекомендации любящим родителям

Вот и пришел к концу этап дошкольного детства, позади осталось несколько непростых периодов становления личности. Однако вы стоите на пути непростого и вместе с тем интересного времени. Шестилетка находится на границе серьезных изменений. Он уже имеет личное мнение, может отстаивать свою точку зрения, усвоил некоторые социальные нормы, контролирует свое поведение, помогает друзьям. В нашей статье мы расскажем о том, какие психологические перемены ждут вашего ребенка и как ему помочь пройти по новому пути.

Психология в 6-7 лет – очередной переходной период

Как складываются отношения со сверстниками?

Возраст 6-7 лет характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. Если раньше детям не требовалось общество сверстников, то на данном этапе идет полным ходом процесс социализации. Ребята уже могут рассказывать о том, где они были, что видели, строят планы на ближайшее время и с удовольствием делятся ими. У них складывается полноценное общение, совсем не связанное с игрушками.

В 6-7 появляются первые настоящие друзья

Данный возраст позволяет ребятам собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. Причем это характерно, как для девочки, так и для мальчика. В их коллективе нередко бывают споры, во время которых может прозвучать страшное «никогда я больше не буду с тобой дружить». Взрослые люди прекрасно понимают, что детские обиды легко забываются, но для детей 6-7 лет это настоящая психологическая драма.

Основная задача родителей заключается в поддержке ребенка, умении найти важные слова, помочь прожить первые переживания. Ни в коем случае нельзя с насмешкой относиться к детским переживаниям и высказывать негатив по отношению его друзей.

Важно! Найдите время просто посидеть с ребенком, молча выслушать его, обнять, порой этого бывает достаточно.

Читайте также  Чем опасны антиперспиранты и когда от них нужно отказаться

Как складываются взаимоотношения с противоположным полом?

Данный возраст порой приносит сюрпризы первой любви, которая может застать где угодно. Перемены, происходящие с ребенком может заметить внимательный родитель: блеск глаз, улыбка полная тайны, а взгляд – загадки. Как же быть в такой непростой ситуации?

В 6-7 лет многих детей посещает первая любовь

Детские психологи дают довольно действенные рекомендации:

  • Будьте тактичны, любое неосторожное высказывание типа: «этот мальчик тебе не пара», «у тебя этих Лен еще знаешь сколько будет», «не смеши меня, какая любовь в вашем возрасте» может оказать негативное влияние на взрослую жизнь ребенка. Главная задача родителей заключается в том, чтобы ребенок не боялся делиться своими переживаниями, чтобы он чувствовал поддержку.
  • Будьте начеку, разговаривайте с малышом, объясняйте, что такое хорошо, что такое плохо.
  • Задача отцов правильно научить действовать своего мальчика с малых лет, прежде всего примером. Иначе мальчик не понимает, как вести себя, боится насмешек друзей, в итоге он дергает свой «объект любви» за косички, говорит обидные слова. Необходимо вмешаться и объяснить ему, что подобное поведение немного отличается от мужского. Тоже самое касается и девочек, им следует понять, что ухаживания нужно принимать достойно, а не лупить мальчика книгой по голове.
  • Необходимо использовать свое чувство юмора, настроиться на одну волну с чадом. Можно рассказать забавную историю на подобную тему из своего детства, про одного забавного мальчика, тем самым добавив ему уверенности.

Первая влюбленность может проявляться в бесконечных конфликтах

Нужно уметь хранить тайну, а не делится со всей семьей невероятной новостью, так как вам доверили самое сокровенное. Следует сохранить детские сокровенные чувства, при необходимости утешить, поддержать.

С какими трудностями можно столкнуться?

Детская психология утверждает, что возраст 6-7 лет проходит через этап очередного кризиса. У некоторых детей перелом начинается в 6 лет, а у кого-то смещается к 8 годам. У ребенка меняется оценка своего места в социуме, он стоит на пороге школы, новых отношений, общественной жизни, незнакомой позиции – школьника, которая высоко ценится взрослыми. Не всегда он хочет что-то менять в сво

Непослушание в 6-7 лет – проявление кризиса

ей жизни, но новая роль подталкивает его к этим переменам.

В период перелома 6-7 лет психология делает уклон на переживание внутренней жизни, которая складывается из уровня притязаний малыша, самооценки, ожиданий.

Кризис в 6-7 лет – проявления

Данные эмоции оказывают влияние на его поведение в той или иной ситуации. Вот здесь и появляется кривляние, которое детская психология называет непосредственностью. При помощи манерничанья дети показывают, что они на грани перелома, их внутренний мир начинает отличаться от внешнего, хотя они также открыты к миру. Когда ребенок выходит из кризиса, то он справляется с тем, чего требует от него возраст, тогда исчезают негативные эмоциональные реакции, кривляния и манеры.

Как помочь ребенку?

Возраст 6-7 лет связан с быстрым ростом ребенка, он растет буквально по часам, ему тяжело высиживать в одной позе, а в школе он должен немалое время находиться в неподвижном состоянии. Поэтому важно соблюдать двигательный режим, психология утверждает, что это главная потребность его возраста, особенно это актуально для мальчика. Если у вас активный мальчик, то нужно после школы его занять в спортивной секции, бассейне, девочкам хорошо подойдет хореография.

Готовность к школе – трабования

В данный возраст ребенку еще хочется быть хорошим, он уже прекрасно осознает, когда поступил неправильно, смущается по этому поводу, расстраивается, если что-то получилось не так хорошо, испытывает искреннюю радость, когда ему дают полезное поручение.

Чтобы в дальнейшем не заглушить столь благородные позывы, необходимо почаще разговаривать с малышом, анализировать поступки, понятия морали, например, «добрый мальчик – это защищающий девочек, помогающий старым людям».

Возраст 6-7 лет характеризуется повышенной самооценкой ребенка, которая постепенно стает адекватной.

Цитата Сухомлинского о начале школьного периода

Поэтому воспитание подразумевает оценку результата его действий, однако следует помнить, что нельзя оценивать личность, чтобы не понизить самооценку малыша. Нужно критиковать действия малыша, а не его самого, это не он плохой, а его поведение оставляет желать лучшего. Данный период характеризует увеличение объема памяти, устойчивости внимания, поэтому воспитание включает в себя совместное чтение энциклопедий, просмотра развивающих передач, причем важно это делать вместе.

Как воспитать ответственность?

Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.

Ответственность в 6-7 лет зависит от отношения взрослых

Данный возраст подразумевает:

  • Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
  • Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно. Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
  • Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».

Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок 6 лет»

Олеся Малькова
Консультация «Что должен знать и уметь ребенок 6 лет»

• считать в пределах 10 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего?»; порядковый счет, отвечать на вопрос «какой?»

• сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

• чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух треугольников четырёхугольник. Знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, пятиугольник) – количество углов, сторон, их равенство и неравенство;

уметь видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;

• определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом

• размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов

• сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группыпредметов двумя способами (удаление и добавление единицы). Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз;

•различать знаки плюс и минус;

• сравнивать две группы предметов, используя счет;

• сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними;

• определять направление движения от себя (направо, налево, вверх, вниз, вперед);

знать правую и левую руку;

• правильно произносить все звуки;

• использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его познакомили;

• составлять связный рассказ не менее чем из 3 – 4 предложений;

• понимать содержание картинок, рассказывать, что на них нарисовано;

• правильно называть существительные в единственном и множественном числе;

правильно употреблять предлоги: под, над, перед, в и т. д. ;

• пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.

Ознакомление с окржающим:

знать свою фамилию, имя,отчество, день рождения,домашний адрес;

знать город, столицу,страну,в которой живет,

знать, как зовут родителей (ФИО) ;

уметь рассказать о себе и своей семье, знать, где работают родители;

уметь различать части суток и времена года, знать чем они отличаются;

знать транспорт (наземный,водный,воздушный);

знать части тела;

• иметь представления о родном городе;

знать 4 – 5 деревьев, уметь определить их по листьям;

называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одежда, деревья, животные;

знать домашних и диких животных;

• различать и называть основные состояния погоды;

знать названия некоторых профессий;

знать домашних животных и их детёнышей, повадки;

знать диких животных и их детёнышей средней полосы России, жарких стран, Севера;

• называть 4-5 зимующих птиц,различать из по внешнему виду;

знать и уметь рассказывать несколько сказок;

• отгадывать загадки о предметах окружающего мира;

• называть слова в единственном и множественном числе.

знать слова с противоположным значением (высокий — низкий);

• определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.

проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.

драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.

вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки, 2-3 считалки, загадки.

называть любимого детского писателя.

• лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

• использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания;

• владеть навыком округлого раскатывания;

• владеть навыком рационального деление пластилина;

• использовать в работе стеку;

• правильно держать ножницы и уверенно работать с ними;

Читайте также  Первая неделя беременности. Развитие плода и ощущения на 1 неделе беременности.

• почетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа;

• использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;

• составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать;

• рисовать карандашом вертикальные и горизонтальные линии;

•рисовать геометрические фигуры, людей и животных, растения и другие объекты;

аккуратно раскрашивать, штриховать предметы карандашом, не

выходя за контуры изображения, регулировать силу нажима на карандаш;

Конструирование:

учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;

• планировать этапы создания собственной постройки;

• создавать постройки по рисунку;

Консультация «Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?» Консультация: «Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?» Ребенок становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше.

Консультация «Что должен знать ребенок 6–7 лет» Внимание. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками. Удерживать в.

Консультация «Что должен знать и уметь ребенок в 3–4 года» Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года Трехлетние дети развиваются стремительно и скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок второй младшей группы к концу учебного года» (3-4 года) РИСОВАНИЕ • Правильно.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок в возрасте 3 лет» В три года у ребенка наступает первый переломный момент, который принято обозначать кризисным возрастом. Детские психологи считают его переходом.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь дошкольник в 5–6 лет?» Что должен знать и уметь дошкольник в 5-6 лет?Формирование восприятия: различает разновидности свойств, обнаруживает их сочетание в целостных.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; • знать, в каком городе/стране он.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 3–4 лет» Физическое развитие: — Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. — Ребенок приучен к опрятности.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» Консультация для родителей на тему: «Что должен знать и уметь ребенок в 6–7 лет» Старший дошкольник должен иметь навыки, достаточные для.

Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок 4–5 лет» Речевое развитие: • Правильно произносить все звуки родного языка; • Использовать в речи существительные, обозначающие профессии; • Употреблять.

Что должны уметь мальчик и девочка в 6 лет: основные умения и навыки детей в этом возрасте

К 6 годам ребенок из малыша превращается в человека, способного осознанно совершать действия и объяснять свои поступки. К этому времени родители начинают выбирать своему наследнику учебное заведение и усиленно готовить будущего школьника к предстоящему обучению. Что должен уметь ребенок в 6 лет, чтобы у него не возникло проблем в школе?

Необходимые знания

В этот период дети легко осваивают новые навыки и совершенствуют ранее приобретенные. Часть информации они получают в дошкольном учреждении, однако основные умения приобретаются в повседневном общении с родными. Наилучший результат обучения дают уроки в игровой форме. В таблице описано, что должен уметь ребенок в 6 полных лет.

Уровень Знания, умения
Личные данные Место проживания Бытовые навыки Ориентация в окружающем мире Правила общения Животный и растительным мир Пространственная ориентация
Минимальный Имя, фамилия, имена родителей, братьев, сестер, возраст, свой пол Название города, адрес Уверенное использование столовых приборов, умение одеться и раздеться (от белья до верхней одежды), раскладывание игрушек и вещей по местам, мытье рук, купание, чистка зубов Составляющие суток (день, ночь, утро, вечер), времена года, дни недели, названия сезонов и их отличия Приветственные фразы (добрый день, до свидания), обращение к старшим (на Вы) Названия не менее 5 животных и птиц, отличия между домашними и дикими животными, понятие о растениях, показывать фрукты и овощи Право – лево, вперед – назад, далеко – близко
Доступный для данного возраста Отчество, имена бабушек, дедушек, тети и дяди, воспитателей, профессии папы и мамы Наименование страны, области или района, столицы, ближайших водоемов Мытье своей тарелки и чашки, вытирание пыли, полив цветов, разогрев пищи в микроволновке, сортировка одежды для стирки, вынос мусора Названия месяцев года Обращение по имени и отчеству Понятие о перелетных птицах, насекомых Знание сторон света

Дети до 7 лет должны научиться уверенно держать ручку и карандаш в руках. Они умеют рисовать простые образы (человечка, солнышко, цветок), разукрашивают картинки, могут обрисовать контуры по линиям. Дошкольники должны знать все основные цвета, отличать их оттенки.

Физическая активность

В этом возрасте ребенок не может долго усидеть на одном месте. Он очень подвижен, любит бегать и прыгать. Мальчики в этом возрасте предпочитают подвижные коллективные игры, девочки знакомятся с «классиками» и скакалками. В теплое время года дети любят кататься на велосипеде. Физиологическое развитие дошкольника можно оценить по его физической активности. В этот период ребенок легко способен делать следующее:

  • удерживать равновесие при ходьбе по бревну;
  • бегать вокруг препятствия, не задевая его;
  • перепрыгивать через невысокие бордюры;
  • уверенно прыгать на одной ноге;
  • ловить мяч;
  • бросать предметы одной рукой;
  • 2-3 раза подтягиваться на турнике;
  • играть в мяч ногами;
  • бегать по лестнице, переставляя ноги через 1 ступеньку.

У ребенка к этому времени хорошо развита мелкая моторика. Он рисует прямые и волнистые линии, самостоятельно делает аппликации, вырезает фигуры ножницами, лепит из пластилина и теста. В этот период уровень физической активности неразрывно связан с мозговой деятельностью. Активные движения способствуют улучшению кровоснабжения головного мозга.

Математические умения

Шестилетний ребенок должен обладать рядом базовых навыков по математике. Некоторыми из них, например, умением различать геометрические фигуры, учат с 4 лет. Однако к 6 годам объем знаний значительно увеличивается. Развитие ребенка предполагает наличие следующих математических знаний в 6 лет:

  • Счет от 1 до 10 и обратно. Ребенок способен освоить цифры до 20. Также нередко дошкольники умеют складывать и вычитать однозначные цифры.
  • Сравнивание количества предметов в пределах 5.
  • Осознание значений «больше», «меньше», «равно».
  • Рисование квадрата, круга, треугольника.
  • Визуальное восприятие различных числовых знаков. Не все дети могут в 6 лет писать цифры, однако они должны суметь найти их в тексте.
  • Решение простых задач на примере наглядного материала. При разделении кубиков на две части ребенок сможет вычислить, сколько предметов в каждой из них.

Развитие речи

К данному возрасту дети должны выговаривать все буквы. Если существуют проблемы с произношением звуков, следует обратиться к логопеду. Речь ребенка связная, он может высказывать свои мысли, используя сложные предложения. Дошкольник может принимать активное участие в диалоге, развивается его способность произносить монологи. Дети также умеют:

  • пересказывать услышанное, описывать увиденное;
  • составлять рассказы из 5 предложений;
  • находить слова, противоположные по значению (светлый – темный, мягкий – твердый);
  • запоминать и рассказывать скороговорки;
  • выражать эмоции через интонацию;
  • называть предметы в единственном и множественном значении;
  • образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов;
  • разделять слова по слогам;
  • находить синонимы.

Для развития речи ребенка родителям нужно читать ему сказки и рассказывать истории. После услышанного необходимо просить малыша пересказать наиболее понравившиеся моменты. Следует предлагать ребенку придумать другое окончание сказки.

Память и внимание

Дошкольники должны легко запоминать стихи из 8 строк и более. Если во время игры взрослый прячет одну из игрушек, ребенок сможет назвать, какой предмет исчез и где он стоял до этого. Также ребенок умеет различать звуки по памяти. Например, он запоминает, как гудит холодильник, отличает звук дверного звонка от обычного колокольчика. В этот период малыш способен узнавать песни.

Для развития памяти и внимания можно играть с детьми в «слова». Нужно назвать 10 слов и попросить малыша сказать, что он запомнил. Всего ребенку дается 5 попыток, перед каждой из которых следует повторять сказанное. Хорошим показателем является умение повторить услышанное без ошибок с 4 попытки.

Социальные навыки

Шестилетний малыш должен уметь отвечать на вопросы взрослых четко и без стеснения. В норме у него к этому возрасту появляются 1-2 постоянных друга. Однако в норме круг общения ребенка намного шире. Следует учитывать, что дети, посещающие дошкольное учреждение, быстрее адаптируются в новом окружении. Основные социальные навыки дошкольника:

  • умение участвовать в коллективных играх;
  • желание помогать сверстникам, младшим детям, взрослым;
  • проявление уважения к окружающим;
  • самообслуживание (одевается, убирает за собой).

В этот период дети учатся отстаивать собственную точку зрения и находить компромиссы. Родители могут научить своего наследника признавать и исправлять свои ошибки, правильно воспринимать успехи и поражения. Если ребенок не посещал детский сад, следует отдать его в интересную секцию, где он отточит навыки общения с незнакомыми людьми.

Читайте также  SPA-процедуры для губ: полезные советы

Подготовка к школе

При подготовке к школе родителям нужно уделить внимание режиму дня ребенка. Необходимо, чтобы он привык вставать, ложиться, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время суток. Основная подготовка к школе происходит дома вместе с родителями. Занятия нужно проводить в игровой форме. Следует приступать к обучению только тогда, когда будущий школьник находится в хорошем настроении.

Следует заниматься 2 раза в день, каждое занятие должно длиться 20 минут. Обучение дошкольника заключается в следующем:

  • Обучение алфавиту. Перед школой ребенок должен знать все буквы и показывать их на обучающих картинках (подробнее в статье: что должен знать ребенок, идя в первый класс?).
  • Тренировка руки к письму. Необходимо приобрести для дошкольника специальные прописи, в которых он будет учиться выводить части букв, не выходя за отведенные линии.
  • Формирование речи. Дошкольнику нужно предлагать пересказывать сказки или составлять собственные короткие произведения.

  • Расширение математических познаний. Нужно научить ребенка решать простые задачи на сложение и вычитание. Развивать навык можно в процессе совместных посещений магазинов, где малышу будет предложено посчитать сдачу. Также необходимо научить ребенка писать цифры от 1 до 10.
  • Развитие творческого мышления. Творчество развивается в процессе создания поделок из различных материалов.
  • Обучение логике. Для этого можно использовать специальные развивающие игровые наборы, в которых требуется убрать лишнюю карточку или расположить картинки по смыслу.
  • Тренировка памяти и внимания.

Развитие мальчиков и девочек

В 6-7 лет дети четко осознают свою принадлежность к полу. Мальчики особое внимание обращают на поведение папы, а девочки подражают маме. Отличаются увлечения и предпочтения детей. Будущие женщины предпочитают играть в спокойные игры с небольшими игрушками. Взрослеющие мужчины любят лазать по деревьям, прыгать и бегать в ускоренном режиме, играть с мячом.

В процессе подготовке к школе девочки быстро усваивают письмо, чтение и речевые навыки. Мальчикам легче даются математика и логические задания. Девочки более эмоциональны, а представители сильного пола стараются скрывать свои переживания.

Развитие ребенка в 6 лет: что должен знать и уметь

Всестороннее развитие малыша – задача родителей. Физическая активность, интеллектуальные упражнения, стимулирование творчества являются классическим стержнем воспитательного процесса. Однако с каждым новым годом жизни ребёнка, в его личностном формировании появляются неизвестные ранее составляющие. Для того чтобы эффективно подготовить своё дитя к школьной жизни, необходимо чётко понимать, что должен уметь ребёнок в 6 лет.

Основные направления развития шестилетнего малыша

Развитие ребёнка 6 лет обусловлено, прежде всего, его будущей занятностью в школе. Активная, ежедневная умственная работа, новые физические нагрузки, невиданная прежде атмосфера коллектива, предполагают специальную предварительную подготовку детей. Существует ряд критериев для оценки эмоциональной стабильности и интеллектуального развития шестилетних малышей. Ими пользуются специалисты по работе с дошкольниками: педиатры, педагоги.

Физические характеристики

Перечень общих показателей физической активности связан не с ростом или весом ребёнка, а со степенью развития координации, реакций и умения владеть своим телом. Физические критерии в развитии детей 6 лет рано делить по гендерному признаку: девочки и мальчики ещё имеют в запасе 5-6 лет до наступления первых гормональных перемен.

Активность. Считается нормальным, если дошкольник очень подвижен и неусидчив. К его излюбленным играм могут относиться те, которые связаны с бегом или прыжками: догонялки, салки и др. Будущий школьник должен уметь:

  • обходить, оббегать или перепрыгивать препятствия, не задев их;
  • ходить по перекладине, удерживая баланс;
  • уверенно играть с мячом: подавать его без промахов и ловить.

Особенностью телесного развития ребёнка может быть активный рост. Опорно-двигательный аппарат перестраивается к новым условиям, и родителям важно следить в этот период за осанкой своего чада.

Мелкая моторика рук. Перед тем как стать первоклассником, малыш должен уверенно владеть руками, и умело выполнять несложные задания:

  • держать карандаш или ручку в руке, рисовать прямую и кривую линии на листке бумаги;
  • составлять аппликации без посторонней помощи: вырезать фигурки ножницами и приклеивать их;
  • обращаться с пластилином, солёным тестом или другими видами материалов для лепки.

Мелкая моторика рук тесно связана с обучением чистописанию, которое ждёт всех первоклассников. С первого сентября важно не отставать в этом умении от класса. Необходимо предварительно организовать творческие занятия для развития ребёнка 6 лет. Заинтересуйте малыша рисованием, скульптурой или вязанием. Найдите его любимое занятие методом проб и ошибок. Пишите вместе буквы и цифры.

Интеллектуальные показатели

Логическое мышление малыша, его память, внимание и общие знания также поддаются оценке профессионалов при записи в первый класс. Рассмотрим требования к умственному развитию дошкольников подробнее.

Развитие речи. Дошкольник уже может изъясняться понятно для окружающих. Обладая достаточным словарным запасом, ребята способны даже к недолгому монологу, предпочитая диалоговую форму общения.

Необходимые речевые навыки малыша:

  • контроль эмоциональной составляющей речи – способность к интонации, понижению тембра голоса, шёпоту;
  • деление слова по слогам;
  • использование сложных предложений в речи (при построении фразы возможны задержки, речевые паузы);
  • внедрение синонимов.

Неспособность к чёткому, звучному произнесению буквы «р» может быть сигналом к так называемому ротаризму. Чтобы убедиться, что отставания в речевом развитии нет, лучше отвести ребёнка 5-6 лет к логопеду. В этом возрасте возможные отклонения устраняются быстро. Врачи часто рекомендуют использовать в качестве игры специальные упражнения для развития речи: скороговорки, песенки и считалочки.

Логическое мышление. Знания дошкольника отличаются образностью и красочностью, вместе с тем ход его размышлений не лишён логики. Каковы его умения к шести годам?

  • Последовательное рассуждение.
  • Ориентация в пространстве и времени: может сказать время по часам.
  • Способность написать печатные буквы.
  • Возможность объяснить маршрут из точки А в точку Б.
  • Базовые знания для анализа: причина, следствие, вывод.

Занятия для развития логики направлены на утверждение перечисленных навыков. Упражнения для дошкольников часто включают:

  • ряд предметов и явлений, из которых нужно выделить лишний по некоторому признаку;
  • разгадка ребусов и головоломок;
  • восстановление хронологического порядка событий.

Требования к памяти, вниманию и общим знаниям дошкольника. Считается, что к шести годам малыш уже владеет немалым багажом знаний об окружающем мире. Из сказок, выслушанных перед сном, из разговоров взрослых братьев и сестёр, родителей и друзей, из просмотренных мультипликационных фильмов, формируется его кругозор.

Что знает шестилетний дошкольник?

  • Названия предметов, которые он наблюдает в доме, на улице, в детском саду.
  • Природные явления и представителей животного мира.
  • Ориентируется во времени (названия сезонов, месяцев, дней недели).
  • Счёт до 10 и обратно.
  • Как выглядят основные геометрические фигуры.
  • Как сравнить количество предметов (до пяти).

Считается, что будущий школьник должен уметь концентрировать своё внимание в течение 20 минут. Для шестилетнего возраста этого пока достаточно: излишние усилия для умственной тренировки могут вызвать обратный эффект – оттолкнуть ребят от работы. Интеллектуальные занятия для развития памяти и концентрации внимания у детей 6 лет часто включают запоминание четверостиший и повторение за взрослым ряда незнакомых слов (до десяти). Разучите несколько детских стихотворений и повторяйте их вместе. Во время таких упражнений важно делать пятиминутный перерыв каждые двадцать минут, во избежание переутомления.

Социальные умения

Будущая смена статуса ребёнка предполагает наличие первичных навыков общения. Бывшие воспитанники яслей и детских садов имеют здесь преимущество перед коллегами-«домоседами»: они привыкли выполнять простые требования этикета (здороваться, прощаться и благодарить), играть в коллективе и сопереживать.

В большинстве учреждений дошкольного образования принято «играть в школу»: имитировать работу за партой, готовить домашнее задание по различным предметам и выходить к доске. «Начинающие» школьники пробуют себя в новой роли. Так ребята будут готовы к важному шагу, и пресловутый социальный кризис семи лет им не грозит.

Каковы социальные навыки будущих первоклассников?

  • Умение позаботиться о себе. Ребята способны обойтись без посторонней помощи при принятии пищи и выполнении гигиенических процедур.
  • Желание соучаствовать, помогать родителям и старшим.
  • Контроль над собственными эмоциями и уважение к собеседнику.

Даже если мальчики и девочки 6 лет не имеют соответствующего социального опыта, важно, чтобы психическое развитие позволило им переход к новой, коллективной жизни. Для подготовки таких ребят к переходу важно организовывать им совместные игры с другими детьми на площадке, походы в гости и проведение совместных праздников дома. Участие старших братьев и сестёр, их пример, также отражается наилучшим образом на коммуникативных навыках малыша и его психике.

Процесс подготовки к школьной жизни включает самые разнообразные виды активности, которые направлены на всесторонние развитие малыша. Они призваны обеспечить достойный уровень успеваемости в первый год обучения. Точные знания о том, что должен уметь ребёнок дошкольного возраста, позволят родителям обеспечить плавный переход своего чада к новому амплуа.

Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.