Ребенок 11 месяцев

Развитие ребенка в 11 месяцев

Физиологическое и психологическое развитие

В одиннадцать месяцев мальчики весят 8,4–10,5 кг при росте 71,2–76,9 см, соответствующие показатели для девочек: 7,7–9,9 кг и 66,4–71,1 см.

Большинство детей этого возраста предпочитают ползать, ведь так легче и быстрее перемещаться по дому. Многим удается сделать несколько шагов с помощью родителей или держась за мебель. Есть малыши, которые упорно пытаются ходить самостоятельно.

Делая первые шаги, ребенок выглядит неуклюже: балансирует, расставив ноги, наклоняется вперед, подгибает коленки и высоко поднимает ручки – так ему легче удержать равновесие, ведь центр тяжести вашего крохи постоянно меняется, потому что он активно растет.

Некоторые дети предпочитают балансировать с помощью только одной руки, в другой они держат любимую игрушку, с которой чувствуют себя более уверенно.

Словарный запас малыша растет. Он уже способен различать отдельные слова и целые предложения в потоке речи, хотя сам пока еще может произнести всего 2–3 слова. Ваш ребенок прекрасно понимает простые просьбы, например: «Принеси, пожалуйста, маме мячик», – и с удовольствием их выполняет, особенно, если его труд будет вознагражден похвалой или поцелуем.

Малыш активно исследует звуки, запахи, прикосновения и вкусы. Новые ощущения в большинстве случаев вызывают позитивные эмоции, но для развития логического мышления ребенку необходим и отрицательный опыт: некоторые предметы оказываются несъедобными или неприятными на ощупь, а некоторые звуки слишком резкими и пугающими.

Если ваш кроха остро реагирует на новые ощущения, попробуйте знакомить его с ними постепенно и ненавязчиво.

В этом возрасте ребенок начинает лучше ориентироваться в пространстве и понимает, что такое «внутри» и «сзади». Теперь, если вы прячете игрушку за спину, его гораздо труднее обмануть. Он будет пристально следить за вашей рукой и сразу направится к «тайнику». Малыш испытывает определенные трудности, пытаясь поместить один предмет внутрь другого. Пока еще он не осознает, что схожие по форме предметы могут различаться по размеру, и не оставляет попыток положить большое ведерко внутрь маленького. Совсем скоро ребенок научится «на глаз» соотносить размеры предметов друг с другом и поймет, что можно положить маленькое ведерко в большое, а наоборот – не получится.

Большинство детей в этом возрасте любят убирать и раскладывать небольшие предметы или игрушки в ящики и коробки. Любимой игрушкой вашего крохи может стать обычная мамина сумка с кармашками, в которые можно сложить мелкие кубики, детали конструктора и другие ценные для малыша предметы.

Малыш становится более общительным, теперь он охотно знакомится с новыми людьми и радостно приветствует не только маму и папу, но и других уже известных ему взрослых. Свое хорошее отношение ребенок выражает не только мимикой и лепетом, но и действиями, например, протягивая вам свою любимую игрушку.

Общение вашего крохи с детьми происходит иначе, чем со взрослыми. Он может довольно долго с интересом наблюдать за играми детей постарше и даже пытаться им подражать. А вот малыши-ровесники, находясь рядом, сначала будут играть по отдельности, не обращая друг на друга внимания. Но через некоторое время они «познакомятся»: начнут рассматривать друг друга, трогать ручки и лицо и даже могут обменяться игрушками.

Дети в этом возрасте достаточно уверенно передвигаются по комнате, забираясь в самые неожиданные места. Возможные ограничения со стороны взрослых вызывают у ребенка бурный протест, ведь они мешают ему исследовать окружающий мир и совершать интересные открытия.

Даже понимая слово «нельзя», малыш теперь не всегда к нему прислушивается. Он активно пытается выбраться из коляски, кроватки или детского стульчика и сопротивляется привычным занятиям вроде смены подгузника или умывания после еды, потому что они ему наскучили.

Ребенок стремится все время быть в центре событий и будет громко выражать свое недовольство, если вы попытаетесь пообщаться с друзьями или сесть за стол без него. Некоторые дети даже отказываются ложиться спать, боясь пропустить что-нибудь интересное.

Безопасный дом

Еще раз убедитесь в том, что ваш дом достаточно безопасен для подросшего малыша. Уберите в труднодоступные места все потенциально опасные вещества и предметы, в том числе мамины украшения и косметику.

Если вы храните игрушки малыша в сундуке или коробке с крышкой, убедитесь, что крышка не может захлопнуться и прищемить ребенку ручки. Позаботьтесь о том, чтобы острые углы на мебели были снабжены специальными накладками, а дверцы – заглушками, не позволяющими малышу самому их открыть.

Возможно, стоит заклеить стеклянные или зеркальные дверцы шкафов специальной защитной пленкой, которая предотвратит рассыпание осколков.

Не оставляйте ребенка одного в ванной или на кухне. Не позволяйте ему без присмотра играть целлофановыми пакетами или оберточной бумагой. Помните, что даже самый дружелюбный и воспитанный домашний питомец в мире не должен находиться наедине с малышом без вашего контроля.

Детский сон

В одиннадцать месяцев малыш прикладывает много усилий, учась самостоятельно ходить и осваивая игры с мелкими предметами, поэтому полноценный сон ему просто необходим. В этом возрасте дети спят не меньше 14 часов в сутки.

Оптимальный режим: длинный ночной сон продолжительностью 10–12 часов и 2 перерыва на сон днем.

Постарайтесь следовать одной и той же схеме, готовя ребенку ко сну. Соблюдение определенных ритуалов поможет ему почувствовать себя в безопасности. Скорее всего, ваш малыш уже умеет засыпать самостоятельно, ведь он совсем большой. Однако из-за повышенной физической активности, дети легко перевозбуждаются, и поэтому могут спать беспокойно и часто просыпаться ночью.

Не оставляйте ребенка плакать в одиночестве. Поцелуйте его, обнимите, пожелайте спокойной ночи и напомните, что вы совсем недалеко. Чаще всего, малышу достаточно знать, что мама рядом, чтобы успокоиться и снова заснуть. У многих детей со сном ассоциируются определенные слова или поступки родителей: например, мама только перед сном гладит малышу пяточки. Такие «сонные» традиции также помогают крохе расслабиться и быстрее заснуть.

Важное о здоровье

Малышу в этом возрасте полезно как можно чаще ходить босиком по разным поверхностям, от мягкого ворса ковра до плитки в ванной. Разнообразие очень важно при восприятии мира через ощущения. Позже, это поможет ребенку при знакомстве с новыми предметами и явлениями: его не будет пугать и беспокоить резкая смена ощущений.

Меню малыша

Детям в этом возрасте рекомендуются следующие нормы суточного потребления продуктов:

  • грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) – 400 г;
  • овощи – 180–200 г;
  • каши –180–200 г;
  • фрукты – 70–90 г;
  • мясо – 60–70 г;
  • молочные продукты – 40–50 г.

Малышу можно съедать не больше половины желтка в день не чаще, чем 2 раза в неделю. Яичный белок, как и коровье (и козье) молоко, детям до одного года давать нельзя, поскольку велика вероятность возникновения аллергических реакций.

Основу рациона одиннадцатимесячного ребенка составляют грудное молоко и фруктово-овощные пюре, однако, для правильного формирования речевого аппарата и тренировки пищеварительной системы пора попробовать «взрослую» пищу с кусочками.

Чтобы заинтересовать малыша новой пищей, предложите ему вкусные мягкие кусочки, которые растворяются во рту при рассасывании: ломтики груши или яблока, , вареную тыкву или картошку.

В кашу на завтрак можно добавить ягоды, кусочки банана или яблока. На обед приготовьте малышу мясное блюдо с гарниром из овощей «как большому» – не в виде пюре, а с кусочками. Например, телятину по-домашнему с брокколи.

Чтобы малыш не проголодался до ужина, предложите ему на полдник кусочек печенья или пшеничный сухарик. Утром и вечером главной пищей малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Совет месяца

У одиннадцатимесячных детей отличное чувство юмора. Они чутко улавливают настроение взрослых и могут развеселиться просто за компанию. Если родители совершают «детские» поступки, подражая малышу, это рассмешит ребенка и вызовет у него искреннюю радость.

Ребенок 11 месяцев: развитие и что должен уметь

Что ребенок должен уметь в 11 месяцев:

  • уверенно стоять без опоры;
  • делать первые шаги с поддержкой или без нее;
  • хватать и удерживать разные предметы;
  • брать мелкие предметы большим и указательным пальчиками;
  • проявлять множество разных эмоций;
  • произносить разные звуки и слоги;
  • держать ложку и пить из чашки.

Физическое развитие малыша к 11 месяцам

В 11 месяцев продолжают происходить изменения в физическом и психическом состоянии ребенка. Он осваивает новые и совершенствует приобретенные двигательные навыки. Некоторые в этом возрасте делают первые шаги или произносят первые слова. Все зависит от индивидуальных особенностей развития крохи.

Педиатры придерживаются общепринятых в медицине критериев того, что должен уметь в 11 месяцев ребенок — мальчик или девочка:

  • стоять на ногах с поддержкой взрослого или опоры;
  • делать несколько шагов вдоль стены или мебели;
  • долго и уверенно сидеть;
  • быстро ползать, чередуя руки-ноги;
  • хватать предметы, раскрывая ладонь.

Пока садиться из положения стоя трудно, но к году малыши справляются и с этой задачей. Вместо ползания некоторые дети с радостью начинают ходить, держась за устойчивую тележку или игрушку-каталку. Существует основное правило: как только кости и мышцы спины и ног достаточно окрепнут, малыш пойдет сам. Многие педиатры не рекомендуют родителям использовать ходунки на колесиках, в которых ребенок передвигается полусидя-полустоя, — для детского позвоночника это вредно.

Восприятие

Основные показатели эмоционально-психического развития, что должен уметь в 11 месяцев ребенок — девочка или мальчик:

  • проявлять различные эмоции;
  • хитрить, привлекая внимание родителей;
  • копировать действия взрослых;
  • проявлять интерес к сюжетно-ролевым играм;
  • выполнять простые задания и просьбы взрослых.

Игры становятся сложнее, например, кормить и мыть куклу, возить грузы в машинке и т. п. Малыши учатся взаимодействовать с другими людьми, выполнять бытовые действия в игровой форме. В 11 месяцев понимают, как привлечь внимание родителей, заставить что-то сделать, хитрят, наигранно плачут или визжат. Действия с предметами становятся более сложными, например, переворачивание ящика, чтобы вытряхнуть кубики, стягивание скатерти со стола, чтобы игрушка упала на пол.

К 11 месяцам появляется способность к концентрации при выполнении какого-то действия. Ребенок настойчиво идет к цели, иногда запретной, даже если родители его отвлекают, уносят подальше от места действия или шалости. С удовольствием вовлекается в игру, выполняет небольшие просьбы родителей, анализирует, проявляет логическое мышление в решении какой-либо задачи, например, выбрать и принести большой красный мяч из коридора.

В этом возрасте многие успешно привыкают проситься на горшок, другие проявляют упрямство и намеренно пачкают одежду. Начинается период самостоятельного контроля физиологических потребностей, дети проявляют активный интерес к собственному телу и тому, что оно производит. Это необходимая часть взросления.

Читайте также  Как убрать жир с рук упражнения

Беспокоиться стоит, если ребенок апатичный, не проявляет эмоций и любопытства к окружающему миру.

Развитие речи

В этом возрасте мальчики и девочки произносят первые простые слова из одного-двух слогов: «дай», «ма-ма», «ба-ба» и т. д. Дети хорошо понимают речь взрослых, пытаются повторять за ними, реагируют на просьбы и вопросы.

В 11 месяцев ребенок качает головой, изображая «да», или крутит ею — «нет». Появляется подражание звукам животных: мяуканье, лай собаки «гав», мычание «му» и т. п. В этом возрасте важно появление новых звуков и слогов в речи.

Навыки мелкой моторики

В этом возрасте дети успешно манипулируют разными предметами, крупными и мелкими. Способны производить мелкие действия пальцами, застегивать на одежде молнию, расстегивать пуговицы, нажимать на всевозможные кнопки. Ребенку уже под силу самостоятельно построить башню из двух кубиков.

Во время еды малыш в 11 месяцев достаточно уверенно держит в руке ложку и чашку с напитком, делает попытки накормить себя самостоятельно.

Меню и распорядок для малыша

К этому возрасту детские блюда уже не доводят до состояния пюре. У малышей обычно уже появляются 4 зуба, полезно развивать жевательные навыки.

Отварные овощи разминают вилкой, свежие фрукты натирают на мелкой терке. Мясо и рыбу предлагают очень мелкими кусочками. В рационе используют все виды прикорма: мясной, овощной, кисломолочный. Грудное молоко или молочная смесь остаются как минимум до годовалого возраста на ночь.

ВАЖНО!
Все блюда следует готовить на пару, запекать или отваривать, чтобы не нарушить естественные процессы созревания ферментов в пищеварительной системе малыша.

К 11 месяцам режим дня становится постоянным, таким он останется до достижения трехлетнего возраста. Обязателен дневной сон 1,5-2 часа, ночной — 10-12 часов. Полезны прогулки на свежем воздухе не менее двух раз в день при хорошей погоде, дробное 5-разовое питание: завтрак, обед, полдник, ужин и молоко на ночь.

Как развивать ребенка в 11 месяцев

В этот период важно развивать навыки бытовой самостоятельности, учить умываться, надевать простую одежду и обувь, есть ложкой, пить из чашки. Дети в этом возрасте проявляют большой интерес к сверстникам, хорошо обеспечить общение на безопасной территории — детской площадке или в развивающем центре.

Важное значение имеют сюжетно-ролевые игры с участием ребенка и родителей. Малыши учатся нехитрым действиям в процессе игры: строят башни и ломают их, нагружают машины кубиками, возят детскую тележку с продуктами, укачивают куклу и т. п.

Несомненно, важное значение имеют упражнения, связанные с мелкой моторикой рук. Лепка из теста, пластилина, развлечения с песком, рисование пальчиковыми красками благоприятно влияют в целом на развитие нервной системы, логики, мышления. В этом возрасте большой интерес вызывают бизиборды, где ребенок учится нажимать кнопки, манипулировать с ключами, застегивать и расстегивать молнии, крутить шестеренки и выполнять разнообразные мелкие действия.

Полезны массаж, физические упражнения, подходящие для возраста малыша, плавание. Все это помогает укреплять костно-мышечный аппарат, развивать координацию движений, формировать иммунитет ребенка и доставляет удовольствие.

Особенности развития ребенка в возрасте 11 месяцев

Впереди у ребенка – первый юбилей. Если подумать, то новорожденный через 4 недели после рождения и малыш в 11 месяцев – почти ровесники. Но как ощутима разница! Что можно сказать о развитии ребенка в 11 месяцев? Чем он может порадовать родителей и себя? Своей активностью, природной пытливостью, усовершенствованием полученных за эти месяцы навыков и кое-чем новеньким.

Физическое состояние

Основной момент, который может вызвать тревогу слишком мнительных родителей, – в последние месяцы ребенок стал меньше расти и набирать вес. Но это совершенно нормально, учитывая, что он сейчас похож на маленький вездеход на батарейках: двигательная активность с того момента, как малыш встал на четвереньки, выросла в разы. Так что к 11 месяцам кроха вырос всего на 1 см и набрал где-то граммов 300. Сейчас его рост может быть от 66 до 80 см, вес – между 7 и 12 кг.

Физическая активность сейчас достигла такого уровня, что родителям постоянно нужно быт начеку: малыш может бесконечно падать, оступаться, терять равновесие, «не вписываться» в двери. Поэтому следует максимально обезопасить для крохи доступную ему территорию, оснастив доводчиками, держателями и заглушками все, что возможно, убрав с пути ребенка все опасное, мелкое, все электрошнуры, «ездящие» коврики, стеклянные предметы.

Что же умеет 11-месячный малыш?

  • Уверенно и подолгу сидеть с ровной спинкой без опоры.
  • Садиться, вставать из положения сидя, лежа, на четвереньках.
  • Много и уверенно ползать – это сейчас любимое занятие малыша.
  • Подниматься по ступенькам, держась за опору.
  • Залезать на кровать или диван, спускаться с них правильно, доставая до пола ножками.
  • Ходить около опоры, иногда отрываться от нее и самостоятельно стоять какое-то время.
  • Координация стала намного лучше: теперь, чтобы поднять с пола упавшую игрушку, крохе не обязательно плюхаться на попу: он может наклониться или присесть, а чтобы взять игрушку, раскрывает ладошку по размеру этой игрушки.
  • Более совершенной стала крупная моторика: кроха сам держит чашку, может собрать пирамидку, башенку из 2–3 кубиков, перекладывать различные предметы из одной емкости в другую.
  • Прогресс произошел и в развитии мелкой моторики: ребенок уже самостоятельно держит ложку, умеет брать предметы пальчиками, поэтому может поднять с пола, например, едва заметную крошку. Может отрывать кусочки от листа бумаги, отщипывать небольшие кусочки пластилина.

Во время подобных занятий не оставляйте кроху одного, чтобы он не проглотил вредные частицы.

Ели говорить о режиме дня, то здесь видимых изменений за последние 2 месяца не произошло. Малыш спит примерно 13-14 часов в сутки, кушает 5 раз, как было и на 9-м месяце. Его рацион все больше похож на рацион взрослого человека.

Здесь стоит помнить 2 важных момента.

  1. Для полноценного развития ребенку необходимо проводить на воздухе не менее 4 часов ежедневно. Если не позволяет погода, можно проветривать помещение.
  2. За 1,5–2 часа до сна важно прекратить все бурные и шумные увеселения, подвижные, эмоциональные игры, чтобы к ночи психика крохи успела настроиться на сон.

Психическое развитие

В этой сфере тоже произошел настоящий прорыв. Например, сейчас малыш может многократно повторять одно и то же действие, добиваясь результата (скажем, нанизывать на стержень непослушное колечко пирамидки или залезать и слезать с табурета). Такая способность к концентрации внимания свидетельствует о правильном развитии психики.

Развитие 11-месячного ребенка в психоэмоциональном плане поистине впечатляет.

  • Сейчас кроха больше доверяет людям, к которым родители проявляют расположение.
  • Может выполнить разнообразные простые просьбы (подай, подними, покажи, дай, принеси, помаши ручкой, скажи то-то, сделай как мама).
  • Находит и приносит названную игрушку.
  • Активно подражает взрослым во всем, копируя не только их звуки или интонации, но и модели поведения. В своих играх, которые становятся уже сюжетно-ролевыми, 11-месячные дети имитируют стереотипы поведения папы или мамы, которые у них уже сложились. Теперь это не просто груднички, а маленькие члены общества: мальчики стараются вести себя как мужчина, девочки – как женщина (хотя еще не осознают свою принадлежность к определенному полу). Первые водят машинки, возят грузы, что-то строят или ремонтируют, проявляют силу и ловкость, лазая по стульям или тумбочкам; вторые – готовят, качают и кормят кукол, убирают в игрушечном домике, наряжаются в мамины вещи, красят лицо ее косметикой.
  • Подражая взрослым, малыш с удовольствием играет с ними в пальчиковые игры («ладушки», «сорока-ворона»). Ребенок хлопает в ладошки, загибает пальчики, развивая тем самым мелкую моторику, способствующую развитию речи.

Сейчас самое время воспользоваться подражательным этапом развития детской психики, чтобы своим примером приучать ребенка, например, умываться и чистить зубки каждое утро, здороваться и прощаться (пока на доступном уровне).

  • Память тоже совершенствуется. Ребенок теперь может запомнить людей, приходящих в гости не так часто; помнит, что эта игрушка сломалась вчера, а после обеда пора идти гулять; помнит и узнает на фото своих родных; помнит, что, если взять кнопку, уколешься.
  • Также кроха стал более внимательным. Он может выбрать из трех игрушек названную, понять, какой из трех игрушек не стало (мама убрала). Вообще игра в «прятки — ку-ку» стала оной из самых любимых. Спрятанный предмет малыш будет искать, понимая, что он все равно есть, а найдя спрятавшуюся маму, придет в неописуемый восторг.
  • Скачок произошел и в развитии логического мышления. В 11 месяцев маленький человечек уже в состоянии производить такие сложные мыслительные операции, как конкретизация и обобщение. То есть он имеет представление о похожем множестве и может выделить из него отдельный предмет по конкретному признаку: например, из всех машинок – пожарную, понимая при этом, что все остальные – тоже машинки. Но если не назвать конкретный признак («подай птичку»), он может подать любую игрушку или картинку, которая в его понимании является птичкой (цыпленок, курочка, сорока, воробей).
  • Основным и самым главным стимулом к достижению какой-либо цели для крохи этого возраста является родительская похвала. Если он что-то сделал неправильно или нарушил какой-либо запрет, родители должны спокойно и дружелюбно объяснить ему, почему это неправильно или нельзя, и помочь все сделать как надо. А вот когда у него получится – искренне и эмоционально похвалить его за это.

Автономная речь на пути к совершенству

Кто будет спорить с тем, что ребенок этого возраста не просто «энерджайзер», но еще и неумолчный тараторка? Теперь он не просто лепечет, а умеет объяснить маме, чего хочет, так, чтобы она его поняла. Хотя посторонним понять их «диалоги» бывает трудно. Такая «автономная речь», понятная только членам одной семьи, является неотъемлемым этапом на пути к освоению полноценных навыков говорения.

Уже сейчас на этом пути заметен очевидный прогресс.

  • В активном лексиконе крохи есть несколько простых слов: на, дай, ам, бай-бай, да. Возможно, малыш уже произносит «мама» и «папа».
  • Пассивный словарь его намного шире (то, что ребенок пока не может произнести, но уже понимает). Кроха понимает обращение к нему, простые просьбы, знает названия многих предметов и действий, животных, растений, игрушек. Развитие пассивного словарного запаса – необходимое условие для совершенствования его разговорной речи, ведь постепенно, по мере развития речевого аппарата все эти слова перейдут в речевой актив ребенка.
  • Активно развивается звукоподражание. Малыш воспроизводит многие звуки: голоса птиц, животных, звук разных видов транспорта, шум ветра, дождя и т. д. Без этого также невозможно развитие речевых навыков. Помочь ребенку можно в игровой форме, прося изобразить тот или иной звук. Ведь играть детки любят больше всего.
  • Речевая жестикуляция – верный признак того, что мозг крохи уже готов к обучению говорению. Если во время общения с окружающими он требовательно протягивает ручку вперед, то все идет как надо. Ему сейчас пока еще сложно выразить все, что хочется, и активная жестикуляция несколько компенсирует речевое несовершенство. Поэтому даже если малыш пока не говорит, но во время «общения» со взрослыми делает специфические жесты ручками, – он готов к тому, чтобы научиться. Ему нужно только помочь.
Читайте также  Ребенок просит купить ему домашнее животное: советы родителям

Как помочь заговорить?

Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.

  • Активная речевая среда вокруг него. Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т. д.
  • Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания.
    Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он?
  • Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.).
  • Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру).
  • Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.

Как помочь малышу в развитии?

Чтобы ребенок развивался гармонично, важно на каждом возрастном этапе помогать ему в этом, обращая внимание на его двигательные навыки, манипуляции с предметами, логику, речь, мышление, социализацию. Следующий блок советов поможет расставить нужные акценты.

  1. Физическая форма. Ее укреплению способствует максимальная подвижность. Пусть кроха на прогулке толкает перед собой свою коляску, а возвращаясь, поднимается по ступенькам, держась за руку взрослого или перила. Пусть преодолевает на игровой площадке посильные препятствия. Кроме этого, важно проводить с ребенком укрепляющую гимнастику, состоящую из упражнений на поднимание туловища из положения лежа, сгибание-разгибание ручек и ножек с их круговыми движениями; а также наклонов, поворотов, приседаний.
  2. Социализация. Ей способствует общение с ровесниками, детками постарше и взрослыми, например, на прогулке. Пусть кроха учится взаимодействовать без конфликтов (в этом должны помочь родители).
    Способствуют навыкам поведения в социуме и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются различные роли женщин и мужчин. Для этого полезно приобрести недостающие игрушки: набор детской мебели, посуды, инструментов.
  3. Крупная моторика развивается при различных манипуляциях с большими предметами: кубиками, пирамидами, мячами.
  4. Развитию логического мышления, памяти, мелкой моторики способствуют игрушки-сортеры, матрешки, вкладыши, рисование, лепка, мозаика.

На этом этапе очень важно установить с малышом доверительные, дружелюбные отношения. Избегать криков, необоснованных запретов, наказаний. Чаще эмоционально хвалить, обнимать, выказывать свою любовь, несмотря на какие-то оплошности крохи. В ближайшее время поддержка и понимание родителей малышу ох как понадобятся. Ведь впереди у него – не только первый юбилей, но и первый в жизни возрастной кризис: он будет учиться принимать себя как самостоятельную личность, со своей личной территорией, правами и желаниями.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Одиннадцать месяцев – период, когда можно подвести первые итоги в развитии малыша. Ребенок стал более эмоциональным, начали проявляться особенности характера. Развитие ребенка в 11 месяцев радует родителей появлением новых физических возможностей. В этом возрасте многие малыши делают свои первые шаги без посторонней помощи.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

В 11 месяцев многие малыши делают свои первые шаги, пытаясь пройти небольшое расстояние от опоры до мамы. Если первые попытки пойти самостоятельно закончатся падением, со следующими шагами ребенок торопиться не станет.

Тем не менее, в этом возрасте отмечается улучшение координации движений, продолжают развиваться психомоторные навыки. Можно заметить, что малыш реже падает, а достать игрушку из коробки для него не составляет труда. Ребенок в 11 месяцев:

  • Может уверенно стоять, держась за руку или опору. Некоторые дети уже могут сделать несколько шагов, одновременно с этим держа игрушку в руке.
  • Умеет садиться из положения стоя, практически без усилий.
  • Уверенно ползает на четвереньках, свободно перемещается из комнаты в комнату.
  • Показывает пальчиком на предмет, который заинтересовал, просит дать его.
  • Вполне неплохо справляется с ложкой, держит ее и подхватывает еду. Двумя руками крепко удерживает кружку.
  • Отлично хватает предметы двумя пальчиками, в том числе может легко взять мелкие вещи. Внимательно рассматривает игрушки, яркие картинки. Ребенку интересно собирать пирамидки, ставить предметы друг на друга и наблюдать.

Для возраста 11 месяцев характерно прорезывание зубов. У многих детей уже имеются по два зуба на верхней и нижней челюстях. Иногда в этом возрасте прорезывание зубов еще не наблюдается, что не рассматривается как патология. Однако при отсутствии хотя бы одного зубика в возрасте 12 месяцев следует обратиться к педиатру.

Навыки ребенка в возрасте 11 месяцев

Продолжается психическое и физиологическое развитие ребенка, многие действия малыша становятся осознанными. В 11 месяцев для ребенка характерны следующие навыки:

  • Ходит, придерживаясь за опору или руку мамы.
  • Ползает на четвереньках.
  • Карапуз может вскарабкаться по лестнице.
  • Пьет из чашки, держа ее двумя руками, также пытается пользоваться ложкой.
  • Активно общается с мамой, выполняет простые просьбы: «покажи носик», «дай игрушку», «возьми машинку».
  • Пытается подражать и повторять за мамой неизмененные слова (междометия): «ах», «брр», «ну», «ой».
  • Знает некоторые коммуникативные жесты, может покачать головой или помахать ручкой.

Рост ребенка в 11 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Специалисты в области отечественной педиатрии разработали нормы роста ребенка в 11 месяцев:

  • Девочки: от 70,0 до 76,4 см.
  • Мальчики: от 71,2 до 78,1 см.

Всемирная организация здравоохранения предлагает другие нормы роста для детей в этом возрасте:

  • Девочки: от 68,0 до 77,9 см.
  • Мальчики: от 69,8 до 79,1 см.

Вес ребенка в 11 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

К 10-11 месяцам прекращается стремительный набор веса. По мнению отечественных педиатров, вес ребенка в 11 месяцев должен оставаться в таких пределах:

  • Девочки: от 8,2 до 10,6 кг.
  • Мальчики: от 8,5 до 11,3 кг.

ВОЗ предлагает другие рекомендации касательно веса детей 11 месяцев:

  • Девочки: от 6,8 до 11,1 кг.
  • Мальчики: от 7,5 до 11,8 кг.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев

Продолжает развиваться понимание речи и речевого аппарата. Ребенок знает свое имя и откликается на него, поворачивает голову. В этом возрасте малыш хорошо понимает разницу между похвалой и осуждением, начинает возмущаться или плакать, если ругают. Хорошо понимает простые просьбы, может подать мячик, угостить едой. Активно проявляется жестикуляция, малыш машет ручкой, когда прощаются, понимает «пока-пока».

Прогрессирует мышление ребенка. Теперь он начинает понимать значение таких предлогов, как «в», «из», «на». Малыш понимает, как достать игрушки из банки и самостоятельно откроет крышку, если мама покажет, как это сделать.

Продолжает усиливаться привязанность к родителям, особенно к маме. Ребенку нравится совместно проводить время, играть, читать или рассматривать картинки.

У некоторых детей развивается одинаково сильная привязанность к маме и папе. Малыш может требовать присутствия папы во время купания или кормления. В это время нужно приучать ребенка к самостоятельности, что поможет избежать развития у него чрезмерной капризности.

Некоторые родители жалуются на повышенную зависимость от настроения ребенка. Часто это проявляется отказом засыпать в одиночестве. Малыш может подолгу лежать в кроватке и кричать, требуя внимания мамы.

Приучайте его засыпать в одиночестве постепенно. Вначале можно петь колыбельную или укачивать на руках, дожидаясь, пока он заснет, после чего можно оставить его в комнате.

Педиатры советуют мамам не допускать ошибки – приучать ребенка спать в родительской кровати. У ребенка и родителей должно быть свое пространство.

Усиливается детский лепет. Можно слышать, как малыш произносит целые «монологи», находясь наедине с собой. Он активно подражает родительскому разговору, пытается копировать звуки, движения.

Общение с ребенком начинает приобретать «зрелый» характер. Малыши в этом возрасте активно вступают в беседу. Когда мама задает вопрос, то может получить ответ. И хотя большую часть лепета родителям не понять, но такое общение уже является диалогом.

В 11 месяцев детям для полноценного развития необходимы новые позитивные впечатления. Чаще нужно выбираться с малышом на прогулки, в гости, зоопарк или на пикники. Особенно положительно на ребенке скажется общение со сверстниками. Дети в 11 месяцев любят наблюдать друг за другом, переговариваться, играть.

У ребенка продолжает развиваться чувство вкуса, поэтому нужно добавлять разные продукты в рацион питания.

Также следует продолжать стимулировать мелкую моторику, когнитивные и языковые навыки ребенка, предоставляя для этого различные развивающие игры, головоломки, кубики.

Сейчас самое время начать учить малыша некоторым основным различиям между тем, что правильно, а что нет, что можно делать, а чего нельзя. Следует начинать с установления последовательных ограничений и правил (не бить, не рвать книги и т. д.) и также последовательно их применять.

Читайте также  Нормальный индекс массы тела

Уход за ребенком в 11 месяцев

В этом возрасте следует обратить внимание на покупку правильной обуви. Сандалии или ботинки должны отличаться высоким качеством, иметь твердый задник и при этом хорошо сгибаться. Обувь следует покупать из натуральных тканей (кожа, замша). Для укрепления мышечных волокон стопы врачи рекомендуют ходить ребенку босиком по неровной поверхности. Идеально подходит естественное покрытие (трава, песок, камушки) на даче или в парке – только следите за безопасностью и отсутствием опасных предметов, о которые ребенок может пораниться. Также можно приобрести ортопедические коврики, используемые в домашних условиях.

Рацион питания – еще одна важная часть ухода за ребенком в 11 месяцев. Расширяется список разрешенных к употреблению продуктов. Теперь меню младенца похоже на диетическое питание:творог, каши, печенье, овощи, фрукты, кефир.

Уменьшается количество кормлений и сна. Теперь ребенок спит по 6-8 часов ночью и 1-2 раза днем. Следует продолжать проводить массаж и гимнастику, можно подключать водные процедуры (занятия в бассейне).

Тактика купания не меняется: мытье с пенками и шампунями проводится 2-3 раза в неделю, подмывание половых органов под проточной водой – ежедневно.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и в разных возрастах овладевает разными навыками – ползание, хождение, разговоры. Дети учатся лучше всего, когда родители позволяют им развиваться в своем собственном темпе.

1. Аникеева Л. Педиатрия: полный справочник для родителей.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Совсем скоро вашему крохе исполниться год. В 11 месяцев происходят изменения как в физическом плане, так и в эмоциональном состоянии. Некоторые дети в этом возрасте делают первые шаги или говорят первые слова. Но при этом они продолжают закреплять ранее освоенные навыки.

Физическое развитие

В 11 месяцев малыши прибавляют в весе примерно 300–400 г и весят 8,5–10,5 (+/- 1 кг). В росте ребенок может прибавить 1–1,5 см. Средний рост детей в этом возрасте составляет 72–76 сантиметров (+/- 3 см).

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев?

  1. Дети в 11 месяцев обычно стоят уверенно с поддержкой за руку или какую-либо опору. Кроме этого, он может уже ходить придерживаясь за стену или игрушку-каталку.
  2. Некоторые дети в этом возрасте уже могут сделать несколько самостоятельных шагов с игрушкой в руках для равновесия.
  3. Малыш садится из положения стоя, хоть и с небольшим усилием.
  4. Ребенок уверенно ползает на четвереньках, может сидеть продолжительное время.
  5. Когда ребенок хочет схватить какой-либо предмет, он раскрывает руку в соответствии с его размером.
  6. Во время еды малыш может держать ложку и брать ею еду. Чашку он держит двумя руками.
  7. Во время игры с кубиками ребенок пытается поставить один кубик на другой.
  8. Мелкие предметы ребенок может хватать двумя пальцами.
  9. У большинства малышей в этом возрасте уже есть 4 зуба (верхние и нижние центральные резцы). Кроме этого, могут начать расти первые коренные зубы. Если у вашего ребенка еще нет зубов, то это не повод для паники. Дождитесь года, если зубы не появятся, то посоветуйтесь с врачом.

Психологическое развитие

  1. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что он способен манипулировать взрослыми. Например, вы можете заметить, что ребенок хныкает, но при этом слезы полностью отсутствуют. Таким образом дети хитрят, ведь они уже замечают, что на крик и плач мама прибегает быстрее и становится добрее.
  2. В 11 месяцев малыши понимают разговоры взрослых. Они отзываются на просьбы (дай, возьми, покажи, брось). Кроме этого, ребенок уже может качать головой в знак согласия или протеста.
  3. Ребенок может произносить первые слова. При этом он обобщает в одном слове много понятий. Например, он может говорить «ам-ам», под этим словом он будет подразумевать как всю еду, так и желание покушать. Обычно в этом возрасте малыш знает несколько слов, повторяет за родителями новые слова.
  4. Малыш становится очень настойчивым. Он может несколько раз повторять просьбу, чтобы получить желаемое. Кроме этого, он ожидает похвалы и одобрения за какой-то поступок или действие.
  5. Ребенок начинает понимать смысл игр и движений. Он может пытаться рассмешить вас или обрадовать во время совместных игр.
  6. В этом возрасте дети становятся очень сообразительными. Например, ребенок не будет доставать игрушки по одной штуке, а перевернет коробку, чтобы достать все игрушки сразу.
  7. Малыш начинает осознавать признаки простейшей сюжетной игры. Например, он может кормить игрушку или качать куклу.

Тест на развитие ребенка в 11 месяцев

Что должен уметь ребенок в этом возрасте?

  • малыш должен уметь стоять у опоры, ползать на четвереньках и хорошо сидеть;
  • в этом возрасте ребенок должен понимать предназначение некоторых предметов и пользоваться ими. Например, он должен пить из кружки, пользоваться ложкой;
  • попробуйте показать ребенку коробку с игрушкой. Откройте и закройте ее несколько раз. Затем вытащите игрушку из коробки и незаметно спрячьте ее. Когда вы откроете коробку, а там не будет игрушки, ребенок должен выразить удивление;
  • покажите ребенку как строить пирамидку из кубиков. Полностью повторить за вами ему будет еще сложно, но поставить несколько кубиков он уже в силах. Также он уже способен надевать колечки на палочку;
  • в этом возрасте малыш уже отличает игрушки друг от друга. Проверьте это, попросив его указать пальчиком на куклу ли машинку среди нескольких игрушек.

Режим дня ребенка в 11 месяцев

В этом возрасте немного меняется режим малыша.

Питание

К этому возрасту уже заканчивается время прикормов. Ребенка можно сажать за общий стол. При этом не стоит забывать про соблюдение определенных условий при приготовлении пищи. Она должна быть сваренной, потушенной или приготовленной на пару. Кроме этого, в ней должно быть минимум приправ, специй, сахара и соли.

Это очень удобно для родителей, ведь они теперь могут не готовить отдельную пищу для ребенка, а просто измельчать приготовленные для всех блюда. В этом возрасте малыш съедает за сутки примерно 1-1,2 л пищи. В этот объем не входит жидкость. Питание ребенка, как и прежде, остается пятиразовым. Старайтесь осторожно давать аллергенные продукты (цитрусовые, помидоры). Не стоит давать грибы, шоколад, коровье молоко, орехи, мед, чай или кофе.

Если ребенок пока питается грудным молоком, то нужно давать грудь утром и вечером, а также во время ночных пробуждений. Если вы хотите в год отучить ребенка от грудного вскармливания, то в этом возрасте можно уже постепенно снижать количество кормлений. Но если вы планируете продолжать грудное вскармливание, можете давать малышу грудь, когда он захочет.

В этом возрасте дети спят по ночам дольше и спокойнее. Теперь он просит молоко гораздо реже, примерно 2 раза за ночь. Это весьма необычно и приятно для мамы, ведь до этого ей приходилось вставать до 5 раз за ночь. Некоторые малыши могут спать ночью до 11 часов. В то же время сохраняется дневной сон длиной примерно в 2 часа. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален, поэтому режим сна у каждого свой. Старайтесь подстраиваться под желания и биоритмы ребенка, ведь малейшее их несоблюдение может привести к снижению аппетита или настроения ребенка.

Как помочь малышу развиваться

Не ограничивайте малыша в ношении на руках. Старайтесь по возможности брать его на ручки. Несмотря на то что он уже ползает и скоро пойдет, он все еще нуждается в этом на уровне психологической близости.

Помогайте развивать малышу речь. Если он произнес какое-то новое или непонятное слово, старайтесь понять или отыскать предмет, который он назвал. Необходимо также играть в речевые игры:

  • показывайте тематические карточки Домана;
  • соберите различные игрушки в мешок. Доставайте их по одной и называйте. В мешочек также можно собрать предметы домашнего обихода (ложка, кружка, расческа);
  • лучше всего слова запоминаются во время игры. Поэтому старайтесь обучать малыша играючи. Старайтесь большее внимание уделять существительным, они запоминаются проще всего;
  • во время повседневных дел обращайте на них внимание малыша. Рассказывайте в подробностях что и как вы делаете;
  • читайте вместе с малышом книжки с картинками;
  • разыгрывайте перед ребенком обыденные сцены из жизни. Старайтесь при этом растягивать слова и повторять их несколько раз. Например, помашите ему рукой и скажите «пока-пока»;

Если малыш плохо говорит, обратите внимание на то, как он ест. Часто эти моменты взаимосвязаны из-за слабости челюстного аппарата. Для его развития можно дать ребенку погрызть сухарик или морковку.

Также развитие речи тесно связано с мелкой моторикой рук. Необходимо продолжать ее развивать. Для этого можно делать следующее:

  • во время купания можно предложить ребенку ловить руками различные мелкие предметы в ванной, например, резиновых уточек или рыбок. Эта игра разовьет не только моторику рук, но и зрительную координацию;
  • насыпьте на поднос мелку крупу. Возьмите палец ребенка в свою руку и нарисуйте что-нибудь. Затем предложите ребенку нарисовать самостоятельно;
  • возьмите предмет в форме кольца, который залезет на вашу руку. Покажите ребенку, как рука проходит в него. Затем отдайте кольцо малышу и предложите надеть его на вашу руку. Необходимо помогать ребенку, навык надевания он освоит не сразу;
  • проводите творческие занятия с рисованием и лепкой. Не стоит покупать толстые и большие фломастеры или карандаши. Лучше ограничиться маленькими и тонкими, с минимальным количеством цветов;
  • возьмите две чашки и насыпьте в одну из них крупу или налейте воду. Покажите ребенку как переместить крупу или жидкость из одной чашки в другу. Затем предложите ему сделать то же самое самостоятельно.

Некоторые родители замечают, что дети, которые научились хорошо ползать, начинают ходить гораздо позже. Не стоит переживать по этому поводу и заставлять малыша встать только потому, что кто-то из его ровесников уже освоил этот навык. Малыш в любом случае научится ходить, сейчас он не в том возрасте, чтобы переживать по этому поводу. Очень важно не пропустить стадию активного ползания, ведь она очень полезна для дальнейшего развития. Ученые выяснили, что такие дети начинают говорить раньше и лучше, и имеют хорошую осанку. Вы должны продолжать делать гимнасту и массаж.

Совсем скоро у вашего малыша будет первый день рождения. Продумайте детали праздника. Постарайтесь сделать его веселым, но неутомительным для малыша.